Борис Николаевич Бугаев, больше известный как Андрей Белый, родился 26 октября 1880 года в семье профессора, известного математика Николая Васильевича Бугаева, и прожил первые свои годы в самом центре Москвы, на Арбате. В профессорском доме часто бывали знаменитости: научные деятели, люди богемы, композиторы и писатели. Мальчик с детства впитывал атмосферу красоты и гармонии искусства. Борис Николаевич Бугаев Александра Дмитриевна, урожденная Егорова Николай Васильевич Бугаев
В Белый учился в московской частной гимназии Л. И. Поливанова. В конце начале 1896 знакомится и сближается с семьей Соловьёвых, поселившихся в том же доме на углу Арбата и Денежного пер. Соловьёвы стимулировали тяготение Белого к литературному творчеству, способствовали его знакомству с новейшим искусством, философией (Белый интересуется буддизмом и особенно А. Шопенгауэром).
Но особенно Борис увлекался поэзией, писал стихи, а в двадцать три года, будучи студентом физико- математического факультета Московского университета, опубликовал свой первый сборник «Северная симфония». Естествознание будущего поэта интересовало мало, все свободное время он уделял любимой поэзии. О талантливом молодом человеке вскоре заговорили в литературных кругах, он познакомился с известными литераторами того времени, а о своей настоящей специальности вскоре совершенно забыл. Дом на Арбате, где жил А. Белый
В Белый знакомится с B.Я. Брюсовым (от которого получает уроки литературного мастерства), Д. С. Мережковским и 3.Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонтом, Ю. К. Балтрушайтисом и др., в 1903 расширяет литературные связи. Являясь приверженцем «нового» искусства, он не приемлет «декадентского» мироощущения. Религиозно-мистические искания сближают Белого с Мережковским и 3. Гиппиус, он публикует статьи в их религиозно-философском журнале «Новый путь».Статьи программного характера печатает также в журнале «Мир искусства».
В то же время юноша взял себе литературный псевдоним Андрей Белый. Цвет, который он выбрал для своей новой фамилии, символизировал чистоту, духовность и успокоение. Все, кто знал Белого, отмечали его удивительную, словно бы неземную красоту, глубокие, синие глаза, обрамленные темными, густыми ресницами, и светлые, белокурые волосы, с которыми поэт казался еще совсем мальчишкой.
С 1904 Белый переживает постепенное угасание мистических надежд. Разочаровывается Белый и в «аргонавтизме», ставшем идейной основой возникшего в сентябре 1904 кружка Астровых. Во 2-й половине 1904 происходит сложная психологическая «умственная дуэль» между Белым и Брюсовым; это духовное противостояние отражено во многих стихотворениях Белого и Брюсова, а также в романе Брюсова «Огненный ангел». Валерий Брюсов
В 1903 году Белый вступил в переписку А.А.Блоком, в 1904 году состоялось личное знакомство. До этого, в 1903 году он с отличием окончил университет, но осенью 1904 года поступил на историко- филологический факультет университета; однако в 1905 году прекратил посещать занятия, в 1906 году подал прошение об отчислении и стал сотрудничать в «Весах» ( ). Александр Блок
В 1906 Белый испытывает мучительную личную драму, вызванную его любовью к Л.Д. Блок, жене Блока, отношения с которым осложняются до того, что в августе 1906 он вызывает Блока на дуэль (поединок не состоялся). В октябре 1906 Л.Д. Блок сообщает Белому о прекращении общения с ним из- за публикации его рассказа «Куст», в котором она увидела отображение их отношений. После этого Белый еще долгое время находится во власти своего чувства. Год работы над окончательной редакцией «четвертой симфонии» «Кубок метелей» (лето 1906 лето 1907) он характеризует: «самый болезненный период моей жизни ». Любовь Блок
Важнейшее творческое достижение Белого в книга стихов «Пепел», посвященная памяти Н. А. Некрасова и во многом навеянная его творчеством. Основу книги составляют стихи о трагическом положении современной России, социальная проблематика раскрывается сквозь призму авторского лирического «я». Стихи Белого, объединенные в книге «Урна», отразили безысходные настроения, вызванные неразделенным чувством к Л.Д. Блок, тему трагического разочарования в юношеских исканиях.
Октябрь и ноябрь 1906 Белый проводит в Мюнхене, где напряженная мыслительная работа связывается с повышенным интересом к живописи. 1 декабря выезжает в Париж по приглашению Мережковских, остается там до марта 1907, выступает с лекцией в пользу парижской эмигрантской кассы. Вернувшись в марте 1907 в Москву, активно включается в полемику между московскими и петербургскими символистами по поводу «мистического анархизма». Цикл статей-памфлетов Белого «На перевале», печатавшийся в «Весах» ( ), и многие другие критико-полемические фельетоны и рецензии посвящены борьбе за «чистоту» символизма как литературной школы.
С 1909 в мироощущении Белого обозначается переход от пессимизма и «самосожжения» к исканию «пути жизни», «второй заре». Эти настроения отразились в стихах книга «Королевна и рыцари». Духовному возрождению Белого способствовало сближение в с начинающей художницей Анной Алексеевной Тургеневой (Асей), которая становится его женой.
Выходят книги Белого «Символизм» и «Арабески» итог его деятельности как критика и теоретика литературной школы за 1900-е гг. В «Символизм», кроме работ философско-эстетического характера, вошли стиховедческие труды Белого, заложившие основы современных принципов разработки этой дисциплины. В «Арабески» и в книгу «Луг зеленый» Белый включил критические и полемические статьи, очерки о русских и иностранных писателях.
С декабря 1910 по апрель 1911 Белый с женой совершает заграничное путешествие (Сицилия Тунис Египет Палестина), открывает для себя новый культурный мир, в котором ищет живые духовные ценности, противопоставляя их одряхлевшему «европеизму». Восточное путешествие знаменует один из наиболее светлых и творчески продуктивных периодов в жизни Белого. Литературный итог его два тома «Путевых заметок». Осенью 1911 Белый, по предварительной договоренности с журналом «Русская мысль», приступает к работе над романом «Петербург», первоначально задуманным как продолжение «Серебряного голубя». В марте 1912 он уехал за границу, где продолжал работать над романом. «Петербург» был закончен в ноябре 1913.
В апреле-мае 1912 Белый с женой живет в Брюсселе, в мае 1912 в Кёльне они встречаются с Р. Штейнером создателем антропософского религиозно-мистического учения. Рудольф Штейнер е гг. "Гетеанум" - Антропософский центр в Дорнахе (Швейцария) г. В августе 1916 Белый, призванный на военную службу, возвращается на родину (через Париж, Лондон, Норвегию), в сентябре получает отсрочку и до января 1917 попеременно живет в Москве и Сергиевом Посаде, возобновляет литературные знакомства, читает лекции, перерабатывает стихи из книги «Золото в лазури», готовит собрание сочинений, пишет статью «Поэзия Блока».
В жизни Белого появилась женщина, которой суждено было провести с ним последние годы, Клавдия Николаевна Васильева. С 1925 по апрель 1931 г. они снимали две комнаты в Кучино под Москвой. Писатель умер 8 января 1934 года в Москве.