Типология культурных концептов
Определение Концепт (лат. conceptus «понятие») - это содержательная сторона словесного знака, за которой стоит понятие, относящееся к умственной, духовной или материальной сфере существования человека, закрепленное в общественном опыте народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально и субъективно осмысляемое и через ступень такого осмысления соотносимое с другими понятиями, ближайшее с ним связанными или, во многих случаях, ему противопоставляемыми.
Возникновение понятия В науке о культуре термин концепт закрепился в гг. в связи с возникновением концептуального искусства (главные представители Р.Берри, Д.Хюблер, Л.Вейнер, Д.Грехэм и другие), претендующий на роль феномена культуры, синтезирующего в себе науку, философию и искусство в его новом понимании.
Типология концептов Для лингвокогнитивного анализа существенной оказывается типология концептов по характеру их «наблюдаемости» для человека. Так, по факту «оязыковления» они бывают вербализованные и невербализованные (или скрытые). З. Д. Попова и И. А. Стернин используют в этом смысле термины «устойчивые» (имеющие закрепленные за ними языковые средства репрезентации) и «неустойчивые» (глубоко личностные, практически совсем не вербализуемые). По степени «конкретности - абстрактности» концепты подразделяются на конкретные (дом, человек) и абстрактные (дружба, красота).
Типология концептов С точки зрения дискурса как среды их языкового существования существуют обиходные, научные, художественные концепты; в свою очередь на основании соотношения «конвенциональности - новизны» художественные концепты подразделяются на: а)общехудожественные (архетипы и прототипы), б)индивидуально-авторские (идиотипы), в)собственно-авторские концепты (идиотипы, собственно-авторские неологизмы).
Типология концептов Исходя из актуальности или принадлежности определенным группам носителей, различают универсальные (или общечеловеческие), этнические (или национальные), цивилизационные, групповые (микро- и макро групповые; а также возрастные, гендерные, профессиональные) и индивидуальные концепты.
Культурные концепты В лингвокультурологии общепринятым термином является термин «культурный концепт», исследование которого позволяет выявить национальную специфику концепта и всей концептосферы определенного языка. Их называют также «ядерными единицами картины мира» (по В. А. Масловой), «национальными концептами» (по В. В. Красных), «культурными доминантами» (по В. И. Карасику), «константами» (по Ю. С. Степанову), «ключевыми словами» (по А. Вежбицкой).
Типология культурных концептов Культурные концепты, в свою очередь, можно разделить на: автохтонные (абстрагируемые от значений своих конкретных языковых реализаций и содержащие в своей семантике «предметные» и этнокультурные семы); универсальные концепты (абстрагируемые от неопределенного числа языковых реализаций и обеспечивающие эталон сравнения, необходимый для межъязыкового сопоставления и перевода).
Автохтонные концепты могут быть: моноглоссными (внутриязыковыми); полиглоссными (абстрагированными от лексических единиц двух и более языков). Как постоянные признаки культуры, они также могут подразделяться на: «априорные» (доопытные, существующие благодаря силе человеческого ума: например, единичность, цивилизация, число); «апостериорные»(опытные, эмпирические: вера, любовь, ремесло).
Лингвисты Лингвокультурные концепты детально освещены в работах С.Г. Воркачева, B.И. Карасика, Д.С. Лихачева, С.Х. Ляпина, Г.Г. Слышкина, Ю.С. Степанова и др.
ВСЕМ СПАСИБО!!!