Материалы для обзорной лекции в 11 классе По теме «Модернистские течения в русской литературе ХХ века» Лекция 1 «Символизм» Подготовлено учителем русского языка и литературы Сыско Ириной Владимировной
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК Модернизм - новые литературно - философские направления (символизм, акмеизм, футуризм), пришедшие на смену реализму. Необыкновенный культурный и интеллектуальный подъём, всплеск творческой энергии, появление множества талантливых произведений, созданных гениями сказавшими СВОЁ слово в искусстве. Самая творческая эпоха в истории мировой культуры Литературное направление - особый метод восприятия действительности и построения художественного образа.
Одна из форм преодоления позитивизма и реакция на «упадок веры». «Материя исчезла», «Бог умер» – два постулата, начертанные на скрижалях символизма. Система христианских ценностей, на которых покоилась европейская цивилизация, была расшатана, но и новый «Бог» – вера в разум, в науку – оказался ненадежен. Потеря ориентиров рождала ощущение отсутствия опор, ушедшей из-под ног почвы... Предпосылки появления - Кризис, поразивший Европу во второй половине 19 в. - Переоценка ценностей недавнего прошлого - Бунт Личности против узкого материализма и натурализма - Свобода религиозно-философских исканий. одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи, возникшее во Франции в х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.
Для Рембо искусство не отражение жизни, а способ жизнетворчества, инструмент, с помощью которого можно изменить мир. «Я пытаюсь превратиться в ясновидца, которому открыта тайна бытия». Артюр Рембо (Франция) Поль Верлен (Франция) Морис Метерлинк (Бельгия) Главные темы творчества Метерлинка смерть и значение человеческой жизни, место и роль человека в обществе, в истории. Пьеса-сказка «Принцесса Мален» содержит «драматургию молчания, намёков и недомолвок». Поэзия – это то, что наворожила заря, поэт – избранник, который может заглянуть за пелену бытия в миг озарения. Верлен создаёт импрессию, впечатление, ощущение размытости, нечёткости. У истоков символизма стояли : Оскар Уайльд (Англия), Генрик Ибсен (Норвегия)
ТЕОРИЯ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА Труды и программы: В.Брюсов «Ключи тайн» (1904) И.Анненский «Отражения» (1903) Д.Мережковский «О причинах упадка и новых течениях в литературе» (1892) А.Блок «О современном состоянии русского символизма» (1910) Публикации: Сборник стихотворений «Русские символисты»и ( ) Издательства символистов : «Скорпион», «Мусагет» Журнал «Весы», альманах «Северные цветы»
ЗНАК, ДАЮЩИЙ КЛЮЧИ К ТАЙНАМ МИРОЗДАНИЯ. Мир бесконечен. Как познать эту бесконечность? М.Врубель «Раковина»
СИМВОЛ КАК СПОСОБ ПОСТИЖЕНИЯ МИРА Возможности: «окно в бесконечность» (Ф.Сологуб) «неисчерпаем и беспределен в своём значении! (Вяч.Иванов) орудие»постижения мира нерассудочными путями! (В. Брюсов) «возможность увидеть за внешним мистически прозревающую сущность» (Вяч.Иванов) Особенности смысла: неисчерпаем многозначен полноценный образ понятен не всем, требует присутствия творца, соавтора постигается интуитивно, через ассоциации Особенная интуиция и энергия слова, каковое непосредственно ощущается поэтом как надпись неизречённого, вбирает в свой звук многие неведомо откуда отозвавшиеся отзвуки разных подземных ключей...» «Последняя цель искусства пересоздание жизни» (А. Белый)
ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА Мир бесконечен, он состоит из множества иных миров Поэт – посвящённый в запредельное. Ему дано силой символа выразить невыразимое. Он может увидеть иные миры и рассказать об этом Иcкyccтвo - cpeдcтвo дyxoвнoгo пoзнaния и пpeoбpaжeния миpa. Момент прозрения, возникающий во время творческого акта единственное, что может приподнять завесу над иллюзорным миром обыденных вещей. Путь поэзии - прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность. Человек – нить, связующая божественное и природное начала Человек – нить, связующая божественное и природное начала В основе философии идеи В.С.Соловьёва о спасительной силе Красоты.
СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ (1890 ГОДЫ) Ф.Сологуб, Ю.Анненков,1921. К.Бальмонт, В.Серов, В. Брюсов, Ю.Малютин, З.Гиппиус, Л.Бакст, Д.Мережковский Три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности. Для поэта важны религиозно-философские поиски. Для поэзии характерны мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий, иррациональных предчувствий.
«Показался с поворота всадник огнеликий, Конь летел стремительно и стал с огнем в глазах. В воздухе еще дрожали - отголоски, крики, Но мгновенье было - трепет, взоры были - страх! Был у всадника в руках развитый длинный свиток, Огненные буквы возвещали имя: Смерть... Полосами яркими, как пряжей пышных ниток, В высоте над улицей вдруг разгорелась твердь» В.Брюсов «Конь блед» (май 1903) Виктор Васнецов «Воины Апокалипсиса» (1887) «Четыре всадника Апокалипсиса» термин, описывающий четырёх персонажей из шестой главы Откровения Иоанна Богослова, последней из книг Нового Завета. Учёные до сих пор расходятся во мнениях, что именно олицетворяет каждый из всадников, однако их часто именуют Завоеватель (Чума, Болезнь, Мор), Война, Голод и Смерть (Мор). Бог призывает их и наделяет силой сеять святой хаос и разрушение в мире. Всадники появляются строго друг за другом, каждый с открытием очередной из первых четырёх из семи печатей книги Откровения.
МЛАДШИЕ СИМВОЛИСТЫ (1900 ГОДЫ) А.Белый, Л.Бакст, Вяч.Иванов, К.Сомов, 1906 А.Блок, К.Сомов И.Аннен ский Воплощали эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности. Верили в воспитательную роль искусства. Ощущали нравственную связь с природой. Отличались стремлением идти к «отверженным селеньям», следовать жертвенным путем пророка, не отворачиваясь от грубой земной действительности. Их символы контекстуальный, далеки от аллегории.
Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? Владимир Соловьёв 1892 Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? Владимир Соловьёв 1892
ТВОРЧЕСКАЯ МАНЕРА И СТИЛЬ Ведущие темы: любовь, одиночество, тоска по идеалу. Поиски идеала, идеального образа: Ветхий завет, мифология, античность, фольклор любовь, одиночество, тоска по идеалу. Новаторство в сфере стиля и стиха. Мелодичность и красота языка. Метафоричность, аллегоричность образов. Максимальное использование потенциала слова, звука. Талантливые критико-философские труды.
СУДЬБА СИМВОЛИЗМА Культурная значимость: Обогащение поэзии множеством открытий. Попытка объединить поэтов в общее МЫ. Личности получила возможность самовыразиться. Причины кризиса, ухода в прошлое: Эгоцентрическая ущербность, замкнутость в себе. Уход от реальности, приводящий к жизненному тупику, смерти. Неясность, зыбкость, элитарность. Постоянные конфликты между теоретиками,попытка подчинить. личность постулатам теории. Теория сковывала творческие возможности Личности. «Я РАЗДВАИВАЮСЬ» (А.БЛОК)
Виктор Борисов-Мусатов «Весна» Виктор Васнецов «Страшный суд» «Шестикрылый серафим»» Леон Бакст «Древний ужас» Валентин Серов «Похищение Европы»
Выход в лиловые миры Изображение движения. Присутствие интриги. Молчание и тайна полноправные персонажи. «Пан» Михаил Врубель «Царевна лебедь» «Демон сидящий» «Принцесса Грёза»