Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа 108». Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Проект по истории Выполнила: ученица 7 «А» класса Гутовец Татьяна. Проверила Хакимова С.Н. Г. Трехгорный 2011 год
Цель работы: 1. Узнать больше о цивилизации Майя Классического периода. 2. Изучить искусство, архитектуру и открытия в науке. 4. Узнать больше о календаре Майя и Конце света.
Содержание: 1. Кто такие майя ? 2. Искусство.Искусство. 3.Архитектура. 4. Система счисления. 5. Календарь Майя и Конец Света.5. Календарь Майя и Конец Света.
Кто такие Майя? Майя цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам.Центральной Америки Начала формироваться в предклассическую эру (2000 до н. э н. э.), большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250 н. э. 900 н. э.). Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров.
В настоящее время (2011 год) территория, на которой происходило развитие цивилизации майя входит в состав государств: Мексика (штаты Чьяпас, Кампече, Юкатан, Кинтана-Роо), Гватемала, Белиз, Сальвадор, Гондурас (западная часть). Найдено около 1000 городищ культуры майя (на начало 80-х годов XX века), но не все из них раскопаны или исследованы археологами, а также 3000 посёлков. Современная территория.
Некоторые города майя включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия: Паленке, Чичен-Ица, Ушмаль в Мексике, Тикаль и Киригуа в Гватемале, Копан в Гондурасе, Хойя-де-Серен в Сальвадоре небольшая деревня майя, которая была погребена под вулканическим пеплом и сейчас раскопана. Значимость.
Искусство. Искусство древних майя достигло своего развития во время классического периода (около 250 года 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира. Поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были либо уничтожены инквизицией, либо временем.
Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощенная в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощренность линий. Искусство.
Архитектура. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремленные вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности. В классический период появляются архитектурные стили Майя: Петен, Паленке, Рио-Бек, Ченес и Мексиканский.
Стиль Петен.. Здания этого типа сооружаются на пирамидальных основаниях с резко выступающими углами.
Для этого стиля присущи платформы с вертикальным и строениями, лестницы с балюстрадами, храмы с двумя залами. Стиль Паленке.
Стиль Рио-Бек. Для этого стиля характерно использование отделки зданий, высоких фундаментов в форме усеченных пирамид, (стилобатов) с фигурными лестницами.
Стиль Ченес. Для него характерны ступенчатые основания, свободное пространство разделенное колоннами и вертикальными фризами.
Мексиканский стиль. В этом стиле преобладают фундаменты и платформы с высокими карнизами, лестницы с балюстрадами в форме змеиных голов, алтари, украшенные черепами, змееподобные колонны и т. д.
Письменность и счисление времени у майя. Исключительными интеллектуальными достижениями доколумбового Нового Света были созданные народом майя системы письма и счисления времени. Иероглифы майя служили как для идеографического, так и для фонетического письма. Их вырезали на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги на местной бумаге, именуемые кодексами. Эти кодексы являются важнейшим источником для исследования письменности майя.
Кодекс. Кодексы майя идеографические рукописи народа майя. В настоящий момент несколько уцелевших кодексов принято обозначать по названиям городов, в библиотеках которых они находятся. До нашего времени дошли лишь четыре кодекса, находящиеся в европейских библиотеках. Это: Дрезденский кодекс Мадридский кодекс Парижский кодекс кодекс Гролье Первые два посвящены астрономии и прорицанию, третий ритуалам, богам и астрологии. Четвертый кодекс сохранился частично.
Система счёта у майя базировалась не на привычной десятичной системе, а на распространённой вместо американских культурах двадцатеричной. Истоки лежат в методе счёта, при котором применялись не только десять пальцев рук, но и десять пальцев ног. При этом существовала структура в виде четырёх блоков по пять цифр, что соответствовало пяти пальцам руки и ноги. Также интересным является тот факт, что у майя существовало обозначение нуля, который схематически был представлен в виде пустой раковины от устрицы или улитки. Обозначение нуля также применялось для обозначения бесконечности. Системы счета.
В дополнение майя использовали «цолкин» или «тоналаматль» системы счёта, основанные на числах 20 и 13. Однако майя в усовершенствовании числовой системы и астрономических наблюдениях продвинулись гораздо дальше, чем любой другой коренной народ Центральной Америки. Системы счета.
Время, космос и Конец Света. Как и другие народы, населявшие Центральную Америку того времени, майя верили в цикличный характер времени и астрологию. Они представляли себе Вселенную, разделённую на три уровня подземный мир, земля и небо. Религиозные ритуалы и церемонии были тесно связаны с природными и астрономическими циклами. Повторяющиеся явления подвергались систематическим наблюдениям, после чего отображались в различного рода календарях.
Первый календарь майя. Первый календарь состоял из 260 дней и назывался «тцолкин» («священный год»). Он основан на сочетании 20 наименований месяцев с цифрами от 1 до 13. Дни двадцатидневного цикла обозначаются соответствующими иероглифами и носят имена. Отсчёт 260-дневного цикла начинался со дня Имиш, имевшего номер 1, за ним под вторым номером следовал день Ик, под третьим Акбаль и так далее, пока календарь не добирался до дня Бен, шедшим под номером 13. Следующим днём в календаре оказывался день Иш, который начинал новый тринадцатидневной цикл и получал порядковый номер 1. Идущий за ним день Мен получал порядковый номер 2 и так далее. При такой схеме последним днём 260-дневного цикла оказывался день Ахау с порядковым номером 13, и весь цикл повторялся снова, начиная со дня Имиш, вновь имеющего номер 1. Таким образом, каждый цикл представляет собой полный круг.
Второй календарь майя. 365-дневной календарь «хааб», или «нечёткий год», названный так, поскольку реальная продолжительность солнечного года примерно на четверть суток длиннее. Именно это обстоятельство и заставляет нас объявлять каждый четвёртый год високосным и добавлять к нему ещё один день, чтобы не произошло рассогласование календаря и солнечного года. Хааб» состоял из 18 месяцев длиной по 20 дней в каждом (всего 360). А для выравнивания солнечного года в конце добавлялся короткий, ещё и наводящий страх, «месяц» из пяти дополнительных дней, считавшихся «несчастливыми». Таким образом, 365-дневной год «хааб» делился на 2 периода: «Тун» = 360 дней «Хма кабак кин» = 5 дней («неудачные» безымянные дни).
Третий календарь майя. «Календарный круг». Майя умело совмещали две системы календарного времени 260- дневной и 365-дневной годовые циклы. «Календарный круг» подобен двум связанным механизмам, один из которых больше другого. Меньший механизм состоит из двух вложенных друг в друга колёс и представляет 260-дневной календарь «тцолкин». Секция большого колеса представляет часть 365-дневного года «кааба». Колёса поворачиваются в указанных стрелками направлениях. Любой день, рассчитанный на циклах этого вращения, повторится только через дней.
По астрологии и календарю майя, «время пятого Солнца» закончится декабря 2012 года (зимнее солнцестояние). «Пятое Солнце» известно как «Солнце Движения», потому что, по представлениям индейцев, в эту эпоху произойдет движение Земли, от которого все погибнут. Концом света, за которыми должно последовать очередное рождение Вселенной. Эта дата вызывает много современных паникёрских лжепророчеств и эзотерических спекуляций. Особенно эта теория популярна в движении «Новая эра», где смешивается с христианской анти языческой идеей Апокалипсиса. Конец Света.
Вывод. Работая над проектом я узнала больше о цивилизации Майя в Классический период, изучила искусство, архитектуру, открытия в науке, узнала больше о календаре Майя и Конце Света, а также представила итог работы в виде презентации.
Литература. http//www. Wikipedia.ru