Литература русского символизма
Символизм Символизм первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в е годы, называют « старшими символистами » ( В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения ( А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение « второй волны » символизма « младосимволизм ». « Старших » и « младших » символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов подсознательно - интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику - творцу. Более того, рационально передать созерцаемые « тайны » невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть « тайнопись неизреченного ». От художника требуется не только сверх рациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека : ценность стихотворной речи в « недосказанности », « удаленности смысла ». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.
Категория музыки вторая по значимости ( после символа ) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно - музыкальных созвучий и перекличек.
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики : мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.
Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по - новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.
Символизм как направление в искусстве сложился во Франции уже в е годы прошлого века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним из проявлений декаданса мировосприятия, характеризующегося подчеркнутым индивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием в традиционных ценностях, пессимизмом. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого - либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения никаких красок, только оттенки. Задача поэта внушать читателю определенное настроение.
Представители Но с тобой идет кудрявый Кроткий мальчик в белой шапке, Ты ведешь его за ручку, Не даешь ему упасть. Я стою в тени портала, Там, где резкий дует ветер, Застилающий слезами Напряженные глаза. А. Блок Я вам поведал неземное. Я все сковал в воздушной мгле. В ладье топор. В мечте герои. Так я причаливал к земле. А. Блок
Творчество А. Блока, гениального поэта, трагического тенора эпохи, как назвала его А. Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы балаковской лирики, ее художественные средства и приемы.
Константин Дмитриевич Бальмонт ( ) - поэт - символист, который, по признанию В. Брюсова, " нераздельно царил над русской поэзией " в начале XX века. " Стихийный гений ", неутомимый путешественник, кумир целого поколения.
Бальмонт считается крупнейшим представителем старшего поколения символистов. « Королем нашей поэзии », наиболее ярким поэтом в « истории нашего символизма » называл его И. Анненский. Брюсов в разные годы писал : « Равных Бальмонту в искусстве стиха в русской литературе не было » (1903); « В течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией » (1906). Бальмонта трактовали как поэта жизнеутверждающего. А. Блок, например, так характеризовал его творчество (1907): « Когда слушаешь Бальмонта всегда слушаешь весну. Никто не окутывает душу таким светлым туманом, как Бальмонт. Ярко было всегда его солнце...» Главная и основная черта поэтических убеждений Бальмонта оптимизм... светлое и радостное, какое - то победное настроение проходит золотой полосой через все десять томов его стихотворений.
Сам Бальмонт тоже осмысливал свой творческий путь как путь к свету и радости. В предисловии к первому тому « Полного собрания стихов » (1909) он писал : « Мое творчество началось... с печали, угнетенности и сумерек, началось под северным небом. Но, силою внутренней неизбежности, через жажду безгранного, безбрежного, через долгие скитания по пустынным равнинам и провалам Тишины, подошло к радостному Свету, к Огню, к победительному Солнцу ». Перебрасывая, далее, « звенья » от книги к книге, Бальмонт утверждал, что его мечта « создает мост и уходит в вольные, манящие дали. От бесцветных сумерек к красочному Маю... от незнанья к счастью вечного познания, от гнета к глубокому вздоху освобожденья ».
Первая книга Бальмонта - символиста « Под северным небом » (1894) имеет эпиграфом строки из Ленау : « Вне страдания божественное недостижимо ». И в этом суть книги. Поэт всячески возвеличивает страдания : « Одна есть в мире красота любви, печали, отреченья и добровольного мученья...» Страдания и скорбь противопоставляются « Солнцу », « Весне » и оказываются единственно « истинными »: Есть красота в постоянстве страдания И в неизменности скорбной мечты. Поэтому с самого начала возникают у Бальмонта совершенно определенные символические образы мира. Это « Болото » ( стихотворение ), « нищенская жизнь без бурь, без ощущений, холодный полумрак, без звуков и огня », где « жабы черные... ведут зловещий хоровод ». Это мир, где господствуют « Духи чумы » ( название другого стихотворения ) и « в двери к людям стучат смерть, гибель, страх ». Или, наконец, это мир, который « безответен и нем », в котором вечно звучит скорбный вопрос : « Зачем ? Зачем ?» ( название стихотворения ), а люди « обмануты, плачут, точно дети ».
Брюсов - поэтический вождь символистов. Руссский символизм как литературное направление родился с появлением поэтических сборников " Русские символисты " ( ).
В манифесте к первому сборнику - Брюсов охарактеризовал символизм как близкую к импрессионизму : цель символизма рядом сопоставлений. Во 2 м сборнике он называл символизм как поэзия намеков. Стихотворение " Творчество " - и есть поэзия намеков. Поэт передает процесс творчества символами. Валерий Брюсов писал о себе : " Я называю символической поэзией тот род поэзии, где помимо конкретного содержания есть содержание скрытое соединенное с ним органически ". Символ видится ему в проникновении в тайный смысл явлений с помощью намеков, недомолвок и особых поэтических вдохновений. Он чужд мистики и религиозным исканиям. Поэт символист отображает не окружающий его мир, а лишь субъективное влечение от него. Его задача - в воссоздании потока мгновенных ощущений и раздумий.
Гиппиус Зинаида Николаевна ( ), русская писательница. Идеолог символизма. « Я ничего не боюсь …» ( литературное кредо З. Н. Гиппиус ).
Зинаида Гиппиус : Поэт, показавший себя своенравно и дерзко. Свой путь писателя Гиппиус начала как поэт. Два ее первых, еще подражательных, " полудетских " стихотворения были напечатаны в " Северном вестнике " (1888), вокруг которого группировались петербургские символисты " старшего " поколения. Ранние стихи Гиппиус отражали общую ситуацию пессимизма и меланхолии х гг. Молодое поколение было увлечено поэзией Надсона, и Гиппиус вместе с Минским, Бальмонтом и Мережковским не была здесь исключением.
Первый романтическо - подражательный этап творчества Гиппиус гг. совпал со временем становления раннего русского символизма и стал для Гиппиус периодом поисков собственного литературного лица. В журналах " Северный вестник ", " Вестник Европы ", " Русская мысль " и других она печатает рассказы, романы (" Без талисмана ", " Победители ", " Мелкие волны ") и реже стихи. Первой заметной публикацией в прозе стал ее небольшой рассказ " Простая жизнь ", появившийся в " Вестнике Европы " в 1890 г. с небольшими купюрами и под измененным редактором названием " Злосчастная ". Если стихи Гиппиус писала как бы интимно и " для себя " и творила их, по ее словам, словно молитву, то в прозе она сознательно ориентировалась на общий эстетический вкус. В этом проявилась характерная для Гиппиус яркая двойственность ее личности.
Федор Сологуб ( ) - один из виднейших представителей старейшего поколения русских символистов. Выходец из специальных низов, он прошел большой, сложный и во многом противоречивый путь.
К началу х годов Фёдор Сологуб стал полноправным участником литературной жизни России. На фоне повышенного интереса общества к новому искусству и к сочинениям автора « Творимой легенды » в частности, Фёдор Сологуб совершал серии поездок по стране с чтением стихов и лекции о новом искусстве, пропагандировшем принципы символизма. Сологуб, один из первых символистов сказал своё обоснование символизма в эпоху, когда символизм существенно подвёргся пересмотру как самими символистами и их критиками, так и новыми литературными течениями, порождавшими эстетическую борьбу. Сологуб развивает мысль о соотношении искусства и жизни. По нему, подлинное искусство влияет на жизнь, заставляет человека смотреть на жизнь уже пережитыми образами, но оно же и побуждает к действию. Без искусства жизнь становится лишь бытом, с искусством же начинается преобразование самой жизни, то есть творчество.
Искусство символизма Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертания вдали... И какие - то звуки вокруг раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор... И сиянием прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор.
А внизу подо мною уж ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.
Символисты создали свой мир и отвергли существующую реальность. Этот мир без правил в последствии превратился в настоящую действительность. Искусство, жизнь по символизму – это театр, в котором каждый играет свои роли.