Сокровища русского стиля Выставка во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ), Москва
Работа с деревом была одним из традиционных русских занятий. Люди веками делали для себя бытовые предметы, украшали свое жилище. Панорама интерьеров выставки «Сокровища русского стиля» в ВМДПНИ
Процесс изучения и сохранения народного искусства начался в 1880-х гг., когда возникло понимание, что с развитием промышленности уходит ручной труд, что с переходом к машинному производству что-то теряется. Поворот к кустарному труду начался в Англии, потом распространился в России, Германии, Австрии, Финляндии. Это движение было подготовлено романтизмом, культивировавшим интерес к собственному фольклору, мифам, легендам. В процесс обращения к национальному наследию были вовлечены ученые и художники – Виктор Васнецов, Сергей Малютин, Михаил Врубель, Александр Головин, Елена Поленова, Апполинарий Васнецов и др. Они изучали народное искусство и хотели сохранить его живым, передать следующим поколениям. В. Васнецов. Автопортрет. 1873
М. Врубель. Автопортрет 1900-е А. Головин. Автопортрет С. Малютин. Автопортрет в шубе Н. Кузнецов Портрет Апполинария Михайловича Васнецова 1897
Художники ездили в экспедиции в Ярославскую, Вологодскую губернии и собирали предметы народного быта. Часть этих предметов хранится в Абрамцевском музее, а часть вошла в коллекцию Кустарного музея. С целью сохранения и возрождения народного искусства было создано несколько художественных мастерских: в Абрамцево, при Сергиевом Посаде, в Талашкине имении княгини Тенишевой в Смоленской губернии. Мария Клавдиевна Тенишева Фото 1880-х Шкафчик По проекту С.В. Малютина Сергиев Посад Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства 1910-е ВМДПНИ
После долгого периода эклектики модерн стал стилем, который снова объединил архитектуру с внутренним убранством. В усадьбе Мамонтова «Абрамцево» была создана атмосфера, в которой соединялись ностальгия о прошлом и желание сохранить уходящие традиции ручного труда. В Абрамцеве гостили, жили и работали практически все известные художники того времени. В. Гартман Мастерская 1872 И. Ропет. Баня-теремок 1874–1878 В. Васнецов. Избушка на курьих ножках И. Репин. Портрет С.И. Мамонтова 1880
Елизавета Григорьевна Мамонтова сначала организовала столярные мастерские, чтобы дать заработок окрестным крестьянам, научить их столярному мастерству. На обучение принимали мальчиков и подростков. Потом руководителем мастерской стала Елена Дмитриевна Поленова, и при ней уровень мастерства значительно вырос. Через небольшое время мастерская стала давать прибыль и изготовленные в ней предметы стали продавать и за границу. Два шкафчика с изображениями ветвей граната. По проекту Е.Д. Поленовой 1880-х. Абрамцевская столярная мастерская. Конец XIX – начало ХХ в. ВМДПНИ Фрагмент шкафчика с парусником По эскизу Е.Д. Поленовой (?) Абрамцевская столярная мастерская (?) Начало XX в. ВМДПНИ
Шкафчик с павлинами Абрамцевская столярная мастерская. Начало XX в. ВМДПНИ Комплект мебели: тумбочка угловая и 2 табурета По эскизу Е.Д. Поленовой Абрамцевская столярная мастерская Конец XIX– начало ХХ в. ВМДПНИ В. Матэ Елена Дмитриевна Поленова Начало 1890-х Шкафчик с лосем Абрамцевская столярная мастерская или Сергиев Посад, Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства. Начало XX в. ВМДПНИ
Царские врата из церкви Иоанна Богослова близ Ростова Великого 1562 г. Копия Абрамцевская столярная мастерская Начало 1910-х ВМДПНИ Царские врата редкий образец церковного искусства, который выполнен в абрамцевской мастерской. Абрамцевская мастерская не сразу смогла делать такие крупные и такие тонкие по исполнению заказы. Начиналось все с обычной мебели, и делали ее сначала без всяких станков. Потом мастерская расширилась, ею стала руководить Наталья Давыдова, замечательный художник. Тогда появилась возможность брать церковные заказы на очень сложные вещи, такие, как царские врата.
Киот для литого креста Сергиев Посад Художественно- столярная мастерская Московского губернского земства или Кудрино Начало XX в. ВМДПНИ Полка с изображением птиц сирина и алконоста С использованием эскизов А.М. Васнецова. Сергиев Посад Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства. Начало XX в. ВМДПНИ Полочка-этажерка угловая с «прялками» По проекту Вл.И. Соколова (?). Сергиев Посад Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства Начало XX в. ВМДПНИ
Шкафчик с колонкой и портретным изображением древнерусского воина. Сергиев Посад Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства. Начало ХХ в. ВМДПНИ Полка со стерлядками. По проекту Вл.И. Соколова (?) Абрамцевская столярная мастерская или Сергиев Посад Художественно- столярная мастерская Московского губернского земства Начало XX в. (1910-е). ВМДПНИ Полка «Дерущиеся петухи». Сергиев Посад Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства Начало XX в. ВМДПНИ
Шкафчик с ажурным фризом с изображением вазонов и гирлянд. По проекту И.С. Баклина. Сергиев Посад, Художественно- столярная мастерская Московского губернского земства. Середина 1910-х. ВМДПНИ В создании Сергиево-Посадских мастерских активное участие принимал Кустарный музей Московского земства, основанный в 1885 г. по инициативе мецената-коллекционера Сергея Тимофеевича Морозова. Кустарный музей располагался в Леонтьевском переулке и в советское время назывался Музеем народного искусства. Его собрание в 1999 г. вошло в состав ВМДПНИ. Сергей Тимофеевич Морозов И.С. Баклин.Проект шкафчика. Кустарный музей Московского губернского земства, 5 октября 1914 (?) ВМДПНИ
Полочка-шкафчик с белкой Мастер Федоров Сергиев Посад или д. Мутовки Конец 1910-х – начало 1920-х ВМДПНИ Такие шкафчики, как на выставке в музее, в крестьянском доме не стояли. Это мебель по мотивам народного искусства. Но во всех этих предметах есть элементы, встречающиеся именно в таком искусстве. Шкафчик. Хотьковская артель. 1920–1930-е ВМДПНИ Фрагмент интерьера выставки «Сокровища русского стиля»
Интерес к народному искусству объединял художников по всему миру. Они общались друг с другом, ездили на европейские и всемирные выставки. Иногда это общеевропейское движение называют национально-романтической ветвью модерна. Стиль, возникший в России под влиянием этого движения, называют неорусским, псевдорусским или просто русским. Художники модерна старались уйти от эклектики, которая царила до этого, и создать единое пространство, цельный интерьер. Кустарный музей сделал очень многое для продвижения русского стиля. Именно благодаря музею русский стиль был представлен на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Художественное убранство центрального зала и мебель были выполнены в абрамцевской мастерской, а в центре зала находился знаменитый камин Врубеля «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем». М. Врубель. Камин «Микула Селянинович и Вольга».1899 ВМДПНИ
Народное искусство будет всегда актуально, потому что оно держится на трех универсальных основах: природа, польза и красота. В наше время они считаются основами дизайна. Именно красота и польза народного искусства были осознаны в эпоху модерна. Дерево традиционно подвергалось художественной обработке, которая в разных регионах могла быть разной. Поволжские дома всегда украшались резьбой как барки и корабли. Северные дома украшали росписями. Дом купца Г.В. Тетюшинова Астрахань Фронтон дома Осипа Буракова Роспись художников из семьи Петровских Д. Качигино, Вельский р-он, Архангельская обл.
Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу О. Волковой Журнал «Искусство» 1/2014. Фрагмент шкафчика по проекту С.В. Малютина Сергиев Посад Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства 1910-е ВМДПНИ Фотографии С.И. Вавилова В презентации использованы фрагменты интервью с заместителем заведующего Музейно-просветительским центром Н.Л. Денисовой и заведующим отделом дерева и кости К.Ю. Нарвойтом.