Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
1. Утверждение национального воспитательного идеала в его исторической преемственности. Национальный воспитательный идеал – это образ человека, имеющий приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. Ключевые идеи концепции
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Ключевые идеи концепции
Национальный воспитательный идеал задает вертикальное измерение всем педагогическим и общественным усилиям на ниве воспитания, скрепляет прошлое, настоящее и будущее российской школы. Идеал фактом своего существования напоминает, что во все времена узкий прагматизм, увлеченность сиюминутным, преходящим в ущерб вечному, непреходящему, пагубны для воспитания человека. Педагог – всегда пограничник на рубеже Современности и Вечности. Ключевые идеи концепции
2. Объявление базовых национальных ценностей и источников нравственности. Если мы всерьез нацелены на сбережение народа и человека в процессе модернизации страны, о чем говорят сегодня наши национальные лидеры, то нам нужно народное, то есть человечное образование. А в нем ценности определяют цели, и никогда – наоборот. У нас же есть пагубная склонность ставить цели из необъявленных ценностей. Ключевые идеи концепции
6 Ценности российского общества: Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей «малой Родине», служение Отечеству Требования к результатам образования: формирование российской идентичности Требования к результатам образования: формирование российской идентичности
7 Ценности российского общества: Социальная солидарность – свобода личностная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, доброта, честь, честность, достоинство Требования к результатам образования: формирование российской идентичности Требования к результатам образования: формирование российской идентичности
8 Ценности российского общества: Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания. Требования к результатам образования: формирование российской идентичности Требования к результатам образования: формирование российской идентичности
9 Ценности российского общества: Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода Требования к результатам образования: формирование российской идентичности Требования к результатам образования: формирование российской идентичности
10 Ценности российского общества: Здоровье – духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье, физическое здоровье человека, здоровый образ жизни. Требования к результатам образования: формирование российской идентичности Требования к результатам образования: формирование российской идентичности
11 Ценности российского общества: Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость Требования к результатам образования: формирование российской идентичности Требования к результатам образования: формирование российской идентичности
12 Ценности российского общества: Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира. Требования к результатам образования: формирование российской идентичности Требования к результатам образования: формирование российской идентичности
13 Ценности российского общества: Традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога Требования к результатам образования: формирование российской идентичности Требования к результатам образования: формирование российской идентичности
14 Ценности российского общества: Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие Требования к результатам образования: формирование российской идентичности Требования к результатам образования: формирование российской идентичности
15 Ценности российского общества: Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. Требования к результатам образования: формирование российской идентичности Требования к результатам образования: формирование российской идентичности
16 Ценности российского общества: Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество Требования к результатам образования: формирование российской идентичности Требования к результатам образования: формирование российской идентичности
3. Возведение в принцип положений о социальной востребованности воспитания и социально-педагогическом партнёрстве. Воспитание – это принципиально общественная, а не ведомственная (образовательная) задача. Тезис о приоритете воспитания в системе образования работает только в том смысле, что образование должно быть локомотивом развития общественного внимания и интереса к воспитанию детей и подростков, устроителем и лидером воспитательного партнёрства всех конструктивных сил и институтов. Ключевые идеи концепции
Во всех других смыслах приоритет воспитания в образовании – это уловка, попытка переложить ответственность за воспитание на школу и уйти от реального объема и масштаба задачи. Сродни тому, как учреждение телеканала «Культура» развязало руки руководству других телевизионных каналов в сворачивании собственного культурного вещания. Ключевые идеи концепции
4. Утверждение духовно-нравственного измерения воспитательной деятельности. Духовно-нравственное воспитание – это не еще один вид воспитания среди других: эстетического, физического, трудового, экологического, экономического и т.д. Духовно-нравственное воспитание – это углубление (и одновременно возвышение) воспитательных практик до уровня работы с предельными, самыми глубокими (высокими) ценностями. Это не вид, а тип воспитания. Ключевые идеи концепции
Можно воспитывать на уровне хороших привычек (этикет, дисциплина и т.п.) Можно воспитывать на уровне организации социального опыта детей (воспитание лидерских качеств, коммуникативности, мотивации к действию и т.д.) А можно воспитывать совестливость, стремление к смысложизненному поиску, самоосвобождению, способность к ценностному самоопределению. Это и есть уровень духовно-нравственного воспитания. Движение к этому уровню нельзя форсировать. Чтобы «нырнуть» на самую большую глубину, нужно уверенно «плавать» на меньших глубинах. Ключевые идеи концепции