Организация контроля и оценки образовательных результатов. Приёмы формирования оценочной деятельности младших школьников Л. П. Никитина, научный сотрудник лаборатории обеспечения реализации ФГОС НОО АОУ ВО ДПО «ВИРО»
Организация контроля и оценки образовательных результатов 8. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
Регулятивные УУД как метапредметный результат обучения В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Организация контроля и оценки образовательных результатов 6. Стандарт направлен на обеспечение: формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
Требования к критериям оценки образовательных результатов Оценочная деятельность обучающихся формируется прежде всего на основе чётко выделенных критериев. Критерием является конкретное знание, умение, необходимое для решения конкретной учебной задачи. Критерии можно разработать для выполнения одного задания, по результатам изучения темы, четверти, года. В оценочном листе могут быть отражены основные критерии и дополнительные. В основных критериях должны быть такие, с которыми может справиться каждый ученик класса. Дополнительные критерии постепенно переходят в основные. Один и тот же критерий может переходить из четверти в четверть.
Т. А. Копцева. УМК Гармония. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Тема и деятельность учащихся Образовательные результаты Введение.Творческая папка художника. Знакомятся с художественными материалами (гуашь, цветные и простой карандаши, фломастеры, акварель, масляная пастель, белая и цветная бумага, пластилин), с формой хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка). Анализируют оформление обложки индивидуальной творческой папки юного художника. Предметные результаты: Различать изобразительные возможности разных художественных материалов. Выполнять рисунок по собственному замыслу. Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева). Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома. Метапредметные результаты: Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила работы в паре, в группе.
Критерии контроля и оценки по теме «Творческая папка художника» Критерии оценки Примерные задания Перечислять разные художественные материалы Называть формы хранения результатов детского изобразительного творчества Характеризовать изобразительные возможности разных художественных материалов Выполнять рисунок по собственному замыслу Составлять элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе Осуществлять эстетическую оценку творческих работ по заданному критерию Называть цель выполнения задания, составлять план выполнения творческой работы
Примерное содержание оценочных листов Критерии Образец задания СамооценкаОценка задания учителем Дополнительные критерии
Выделение критериев на основе видов деятельности обучающихся Образец задания: подчеркни красным цветом названия художественных материалов, синим цветом – формы хранения творческих работ: гуашь, цветные и простой карандаши, папка, коробка, фломастеры, акварель, масляная пастель, альбом, белая и цветная бумага, пластилин. Критерий оценки: умение различать художественные материалы и формы хранения творческих работ. Критерий оценки: могу назвать разные художественные материалы
Выделение критериев на основе видов деятельности обучающихся На основе анализа цели и задач урока Цель: научиться рисовать русскую красавицу Критерии: отразить красоту русского народного костюма, передать характер девушки передать настроение красавицы
Выделение критериев на основе видов деятельности обучающихся На основе анализа образца Нарисовать женский народный головной убор Критерии: o умение передать особенности русского женского головного убора; o умение передать форму; o умение выбрать характерные цвета.
Методические приёмы развития у обучающихся умения выделять критерии оценки учебной деятельности самостоятельно. Учим обучающихся работать с критериями (выбор критериев из ряда предложенных): По каким критериям мы можем охарактеризовать музыку? Выберите из предложенных на доске: название музыкального произведения; автор произведения; жанр (кит) произведения; ФИО исполнителя; характер музыки; средства музыкальной выразительности; место исполнения.
Самостоятельное выделение критериев обучающимися : Исполним песню «Весёлый музыкант». Что нужно уметь, чтобы исполнить песню так как в грамзаписи? Верно интонировать мелодию песни. Передать голосом характер музыки. Соблюдать паузы. Выполнить ускорение темпа в 3 куплете. Что нужно уметь, чтобы выполнить кувырок? Правильно группироваться. Делать перекат на спине. Правильно заканчивать кувырок.
Самостоятельное выделение критериев обучающимися : Критерий (умение): выполнять упражнения на развитие координации
Выбор заданий, соответствующих заявленному критерию: Какое из заданий (упражнений на странице …) соответствует критерию (умению) называть народные инструменты? 2. К какой группе относятся эти инструменты? Допиши в строке. ___________________
Выделение критериев оценки из задач этапов урока: Задача этапа урока Критерий оценки прочитать текст учебника Представляю картину(ситуацию), описанную автором; умею находить значение непонятных слов проанализировать прочитанное могу ответить на вопросы; могу сформулировать вопрос по прочитанному; умею находить ключевые слова в тексте; умею находить в тексте выразительные средства музыки послушать и проанализировать музыку могу назвать настроение, жанр, характер услышанной музыки, автора произведения показать на модели ритм музыкального фрагмента Умею определить ритм и изобразить его на модели хоровое исполнение произведения Могу передать голосом настроение произведения; соблюдаю паузы; верно передаю мелодию
Выводы: Таким образом, развитие у обучающихся оценочной деятельности базируется на развитии умения выделять критерии оценки учебной деятельности самостоятельно. Названные приёмы работы с критериями позволяют детям осознать, какие умения требуются для выполнения деятельности, какие критерии можно проверить и оценить в результате выполнения данного задания. Самое важное в развитии оценочной деятельности – умение выделять критерии оценки самими учащимися. -Критериями оценки могут быть предметные и метапредметные умения.