РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА
«РЕБЁНОК-ЭТО НЕ СОСУД, КОТОРЫЙ НАДО НАПОЛНИТЬ, А ОГОНЬ, КОТОРЫЙ НАДО ЗАЖЕЧЬ» «Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы. Буду заботиться о том, чтобы каждый мой питомец рос мудрым мыслителем и исследователем…» В. А. Сухомлинский.
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ АКТУАЛЬНОЙ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. Искусство играет огромную роль в формировании художественно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем выше сфера эстетических потребностей.
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы, музыки и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно- технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
ЧТО ТАКОЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ? По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность – это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке»
В детском саду каждый ребенок получает разностороннее художественное воспитание, которое осуществляется в процессе музыкальных занятий, занятий по изобразительному искусству, художественному слову. Развлечения объединяют все виды работы по художественному воспитанию и обогащают детей новыми впечатлениями, закрепляют знания, развивают речь, художественный вкус, активизируют их.
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Главным направлением по развитию творческих способностей дошкольников является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Ассоциативность - это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. Диалектичность - это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. Системность - это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития. Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников является развитие воображения Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений создавая что-либо новое, выходящее за пределы раннее воспринятого.
С какого возраста и как следует развивать творческие способности детей? Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Мозг ребенка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания.
Раннее физическое развитие Творческий процесс должен требовать максимального напряжения сил. Создание обстановки, опережающей развитие детей. Предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых Теплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе Творческий процесс - целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Условия необходимые для успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста