Методические рекомендации учителям начальной школы Операционализация образовательных результатов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Операционализация образовательных результатов. Как представлены образовательные результаты в Стандарте? сформулированы в слишком расплывчатой форме, их.
Advertisements

«Определение планируемых результатов предметных и метапредметных по математике через способ «операционализации» Разработческий семинар
Фундаментальные знания по математике выпускника начальной школы.
Уточнения в планируемые предметные результаты освоения программы по математике 1.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Методическая система развивающего обучения математике в 1-4 классах Н. Б. ИСТОМИНА, доктор педагогических наук, профессор.
1 класс Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Часть 6 3 класс. Арифметические действия (50 часов) Определение остатков, которые могут получаться при делении на данное число. Наименьший и наибольший.
Начальная школа Самоценный, принципиально новый этап в жизни, когда ребёнок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Презентация рабочей программы по математике. Программа разработана на основе Примерной программы по математике федерального государственного образовательного.
Методика изучения геометрического материала. Требования Государственной программы образования Геометрический материал (как и алгебраический) не выделяется.
Универсальные учебные действия это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так.
Определение планируемых результатов освоения основной образовательной программы 9 февраля 2011г.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Презентация к уроку по алгебре (10 класс) на тему: Презентация. Применение математической статистики в школе.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
Руководитель МО НШ Мельник Ольга Анатольевна. отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
Использование результатов регионального мониторинга качества начального общего образования при подготовке к ВПР по математике»
Транксрипт:

Методические рекомендации учителям начальной школы Операционализация образовательных результатов

Сформулируйте для себя цель освоения данного учебного содержания : « Операционализация образовательных результатов ».

Как представлены образовательные результаты в Стандарте ? сформулированы в слишком расплывчатой форме, их содержание неконкретно, допускает несколько толкований ; являются слишком абстрактными, эмпирически ненаблюдаемыми и, соответственно, не поддающимися непосредственному измерению.

Например, из ФГОС НОО освоение способов решения проблем творческого и поискового характера ; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач ; усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно - преобразующей деятельности человека ; приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно - познавательных и учебно - практических задач ;

Например, из ПООПНОО Выпускник научится : ориентироваться в музыкально - поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края ; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны ( разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений ; принимать и сохранять учебную задачу ; работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями ) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, понимать информацию, представленную в неявном виде.

задание Какие требования необходимо предъявить к формулировке образовательных результатов ?

К формулировке образовательных результатов предъявляются требования: иметь не расплывчатую форму ; содержание их конкретно ; не допускать несколько толкований ; быть эмпирически наблюдаемыми ; поддающимися непосредственному измерению.

Планируемые результаты Под планируемыми результатами освоения основной программы начального образования школы по отдельным учебным предметам понимают систему операционализированных личностно - ориентированных целей образования, показателей их достижения и критериев оценивания, выстроенных в логике традиционной структуры школьных предметов ( математики, русского языка, чтения, окружающего мира ). ЦЕЛЬ = ПЛАНИРУЕМЫЙ = КРИТЕРИЙ РЕЗУЛЬТАТ ОЦЕНИВАНИЯ

ЦЕЛЬ = ПЛАНИРУЕМЫЙ = КРИТЕРИЙ РЕЗУЛЬТАТ ОЦЕНИВАНИЯ Цель - представляемый результат деятельности отдельного человека ( планируемый результат деятельности ученика ) Показатели достижения планируемых результатов формулируются в виде спектра учебных ситуаций и учебных задач, иллюстрирующих на конкретных примерах диапазон возможных уровней освоения учебных действий и учебного материала Критерии оценивания - планируемые результаты освоения ООПНОО

Для чего необходима операционализация ? Процесс операционализации состоит в уточнении и конкретизации отдельных элементов требований, обеспечивающих возможность их измерения.

Операционализация ( от лат. operatio – действие, англ. - оре r а tionalization; нем. -Operationalisierung.) процесс определения понятий эмпирическим образом с целью возможности их измерения и проведения повторных наблюдений, которые были бы достоверными и валидными. Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.

Операционализация и концептуализация Концептуализация Операционализация Уровни организации знания ; движение в сторону абстрактного

Психологи о процессе учения Развитие познавательных способностей происходит за счет овладения операциональными механизмами. В процессе развивающей деятельности складываются операциональные механизмы способностей, которые не заданы природой, а формируются в различных видах научения. Д. В. Гриник, Б. И. Алмазов, М. М. Семаго и др.

Сущность теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, Гальперпин П.Я., "... со стороны учащихся процесс учения представляет собой непрерывную цепь действий : слушать, понимать... читать, писать, считать, складывать и вычитать, производить грамматический, математический, исторический анализ и т. д. - все это разные действия : умственные, перцептивные, речевые, физические.

Что необходимо выполнить при операционализации? В процессе операционализации фиксируются доступные наблюдению и измерению признаки ( характеристики ) объектов, разложение интегрированного конечного требования на составляющие его умения.

Обобщенное умение : решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1–3 действия): Выпускник научится : анализировать задачу : устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий ; рассматривать процессы движения одного тела ( скорость, время, расстояние ), процессы работы ( производительность труда, время, объем работы ); выполнять краткую запись задачи, используя различные формы : таблицу, чертеж, схему и т. д.; оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Рекомендации по операционализации образовательных результатов Основой для разработки критериев для оценки учебной деятельности школьников могут стать принципы, заложенные в требованиях к их формулировке, которые применяются при разработке учебных курсов на основе компетентностного подхода Шотландским квалификационным агентством (SQA) Гам В.И., Бузина Е.В. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС // Современные проблемы науки и образования. – – 4;

Как должен быть написан планируемый результат? Формулировка результата должна быть такой, чтобы ее всегда можно было начать с фразы : « Ученик будет способен...», или « Ученик будет уметь …», или « Ученик научится » ; Каждый результат должен содержать действие, объект и, где это возможно, условие ( условия )..

Например Ученик научится Выполнять ( действие ) краткую запись ( объект ) задачи, используя различные формы : таблицу, чертеж, схему и т. д.( условие ); группировать ( действие ) числа ( объект ) по самостоятельно установленному признаку ( условие ); составлять ( действие ) по рисунку или серии рисунков связный ( условие ) математический рассказ ( объект ) ;

Задания для контроля. Указать действие, объект, условие Ученик научится : выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки ; составлять задачу по ее краткой записи, представленной в различных формах ; различать окружность и круг ; определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки ; находить площадь фигуры ; заполнять несложные готовые таблицы ; использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм.

Ясность планируемого результата Каждый результат должен быть написан простым и понятным языком, указывая, что должен уметь делать ученик.

Возможность оценки планируемого результата Формулировка результата должна обеспечить возможность проверки и оценки деятельности, навыка или знания. Вследствие этого, очень большое значение имеет выбор глагола для результата. Для этого можно использовать таксономию Б. Блума. Такие глаголы, как « знать », « понимать », « оценивать », « давать оценку », не должны использоваться. Эти глаголы относятся к скрытым процессам и недостаточно эффективно выражают, что оценивается, не позволяют диагностировать.

Пример, как нельзя формулировать результаты Ученик научится : Понимать термины « равенство » и « неравенство »; иметь представление о геометрических фигурах ; понимать знаки, связанные со сложением и вычитанием ; понимать и применять термины « выражение » и « значение выражения »; знать правило построения геометрических фигур с заданными измерениями ( отрезок, квадрат, прямоугольник ) с помощью линейки, угольника ; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах ;

ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ Термин таксономия означает систематизацию, классификацию объектов по определенным критериям и принципам с целью конструирования их иерархии ( последовательности, очередности расположения в определенной структуре ). ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни ( иерархия ). ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ( Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь, с. 145).

Согласованность планируемых результатов Каждый результат в теме ( модуле ) должен быть связан с другими результатами, кроме этого, он должен соответствовать общей компетентности или тому интегрированному умению, которое операционализируется.

Например Обучающийся научится анализировать задачу : выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое ; выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки ; составлять задачу по рисунку, краткой записи, схеме, числовому выражению. решать простые и составные ( в 2 действия ) задачи на выполнение четырех арифметических действий ; оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Сколько должно быть планируемых результатов? На этот вопрос не существует определенного ответа. Количество результатов ( на год, четверть или конкретный урок ) будет зависеть от предмета и уровня требований, предъявляемых учащимся. Вопрос количества результатов следует рассматривать на стадии планирования ( написания рабочих программ, листов достижений, проектов уроков ).

Умение и навык Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.

Рубинштейн С. Л., Ильин Е. П «… когда мы формируем в процессе обучения у ученика способность совершать какое - то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т. е. умение переходит в навык ».

Рубинштейн С. Л., Ильин Е. П Термин " умение " имеет два значения : 1) Как первоначальный уровень овладения каким - либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение : умение переходит в навык. 2) Как способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык - это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения.

Четыре основные формы действия, где усваиваемое действие выполняется самим учеником: Материальное действие - это реальное преобразование объекта с целью установления его свойств. Материализованное действие осуществляется с помощью знаково - символических средств : схем, диаграмм, чертежей и др. Материализованная форма действия представляет собой самостоятельный объект усвоения. Перцептивное действие - это идеальное преобразование реальных или знаково - символических объектов в плане восприятия.

Речевое действие может осуществляться как громкая речь или внешняя речь про себя, которые различаются по своей функции : сообщение чего - либо другому или себе. Умственное действие - это действие во внутреннем плане, которое осуществляется без опоры на какие - либо внешние средства.

Контрольные вопросы Что есть операционализация ? Чем вызвана операционализация? Как должен быть написан планируемый результат? Приведите пример планируемого результата для первого класса. Для чего необходима таксономия (например, Б.Блума)? Что есть таксономия педагогическая? Как называется способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности ? Приведите примеры умений и навыков, которыми, на Ваш взгляд, обладают учащихся к концу 4 класса.

Достигли ли Вы той цели, которую ( которые ) сформулировали в начале работы ?

Благодарю за работу !