«Игровые технологии при работе со старшими дошкольниками в дошкольном образовательном учреждении» Воспитатель структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования – «Детский сад 31» ГБОУ СОШ 14 «Центр образования»г. Сызрани Будникова М.В. corowina.ucoz.com
«Я слышу-и забываю, я вижу -и я запоминаю, я делаю- и я понимаю» Б.П.Никитин
corowina.ucoz.com Современные требования к дошкольному образованию в соответствии с ФГОС ДО ориентируют воспитателей на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий,при которых синтезировались бы элементы познавательного игрового,поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.
corowina.ucoz.com На успешность освоения знаний влияет не только содержание предлагаемого материала, но и формы его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность. Задача формирования активной роли обучаемого выходит на первое место. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Теперь педагог организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.
corowina.ucoz.com На успешность освоения знаний влияет не только содержание предлагаемого материала, но и формы его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность. Задача формирования активной роли обучаемого выходит на первое место. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Теперь педагог организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.
corowina.ucoz.com Игра-ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она определяет психическое развитие ребёнка
corowina.ucoz.com Реализация игровых технологий опирается на следующие положения: игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия; в игре позиция взрослого и ребёнка равнозначна и выстраивается на паритетных началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений; игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чём-либо; игровой процесс носит импровизационный и вариативный характер, не может быть детально спрогнозирован,поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь; в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы принципы и способы мышления; игровые технологии создают широкие возможности для осмысленного освоения ценности культуры.
corowina.ucoz.com Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин определили, что усвоение опыта происходит в такой последовательности: предварительное знакомство с действием ориентировка, мотивация к деятельности; материальное (материализованное) действие; этап внешний речи, озвучивание речей формулировка выводов; этап внутренней речи, осмысление проблемы; этап автоматизированного действия (навык). Современные игровые технологии, которые используются работе: 1.ТРИЗ-теория решения изобретательских задач. 2. Игры занятия с блоками Дьёнеша. 3. Педагогическая технология развивающих игр Б.П.Никитина. 4. Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В.В.Воскобович.
corowina.ucoz.com Цель работы: интеллектуальное развитие старших дошкольников через использование игровых технологий, методов и приёмов в режимных моментах и непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» при формировании элементарных математических представлений. Задачи: развивать психические познавательные процессы детей старшего дошкольного возраста; стимулировать умственную активность детей; формировать основные математические представления и понятия (как счет,число,измерение,величина,геометрические фигуры,пространственные отношения); формировать умения пользоваться приемами математического мышления сравнением,анализом,рассуждением,обобщением,умозаключением; развивать понимание математической речи.
Игры с использованием ТРИЗ технологии: Фантастические гипотезы. Помещение в нестандартные условия. Метод «Моделирование маленькими человечками» Противоречия в ситуациях. Классификация игрушек по различным признакам
игра «Уникуб»
Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В.В. Воскобович цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей. Данная цель достигается с помощью комплекса задач: - формирование познавательных интересов; - развитие наблюдательности; - исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности; - развитие творческого мышления, эмоциональной сферы; - формирование базисных представлений об окружающем и коммуникативных способностей. Этапы технологии: На первом этапе дошкольник при помощи обследовательских действий знакомится с цветом (формой), усваивает некоторые представления. На втором этапе – с помощью образа запоминает понятия, символы. На третьем этапе – знакомится с закономерностями (принципами) взаимодействия (увеличение-сложение-трансформация), планирует свои действия.
Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Они представляют собой дидактическое пособие, позволяющее решать следующие задачи. Развитие логического мышления. Развивать представление о множестве, операции над ними (сравнение, разбиение, классификация). Формировать представления о математических понятиях: алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания. Развивать умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, что параллельно решает задачи развития речи. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: 1 ) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) 2) четырех цветов (красный, синий, желтый, зелёный) 3) двух размеров (большой, маленький) 4) двух видов толщины (толстый, тонкий)
Логические блоки можно использовать:
Работа с родителями Эффективным методом работы с родителями являлись консультации. Консультации давались как в письменной форме, так и в устной. Здесь давались советы как в домашних условиях помочь ребенку развить умственные способности.
изучить и внедрить в работу технологию В.В.Воскобовича; усложнить работу по блокам З.Дьенеша согласно возрасту. Внедрить примеры; изучить и внедрить в работу игры: «Праздник в стране блоков», «Поиск затонувшего клада», «Спасатели приходят на помощь».