ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ
Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни. Без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни. С.Т, Шацкий
Концептуальные основы игровых технологий Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский). Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтьев). Первоначальный опыт взаимодействия как результат потребности в общении дети приобретают, прежде всего, в игровых объединениях, в процессе игры как доступном виде деятельности (Р.С. Буре, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, Д.В. Менджерицкая, П.Г. Саморукова, А.П. Усова). От младшего дошкольного возраста к старшему наблюдается тенденция увеличения длительности игрового общения (Л.В. Артемова, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская).
Концептуальные основы игровых технологий Способность детей к общению изучается в контексте их взаимодействия в совместных играх (Т.В. Антонова, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, Л.В. Лидак, М.И. Лисина, Н.Я. Михайленко). Игра является тем доступным средством, которое помогает овладеть прочными знаниями, умениями, навыками, подготовить ребёнка к школе (И.Д. Зверев, А.Я. Каруле, А.М. Пышкало, Т.И. Щукина). В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, само регуляция; обучение общению; психотерапия. Спектр целевых ориентаций:
Структура игры как деятельности Целеполагание Планирование Реализация цели Анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
структура игры как процесса роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
; Функции игры Развлекательная Диагностическая Компенсаторная Релаксационная Коммуникативная Самореализации Социокультурная Терапевтическая
По виду деятельности физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), социальные трудовые психологические. Классификация игр
По характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические. Классификация игр
По характеру игровой методики Предметные Сюжетные Ролевые Деловые Имитационные Игры-драматизации.
Игры, возникающие по инициативе взрослого Игры, возникающие по инициативе ребенка Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные) Классификация детских игр С. Л. Новосёловой.
Фридрих Фребель «Игра – это язык ребенка: что лежит у него на душе, чем занята его голова, чего хотят руки и ноги»
Первый дар
Второй дар
Третий дар
Четвертый дар
Пятый дар
Шестой дар