Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ Ефремова Юлия Александровна МДОУ «Оболенский детский сад комбинированного вида «Лесная сказка»
ИГРА - основной вид деятельности дошкольника. Это свободная и самостоятельная деятельность возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они особенные. 2
Игра даёт ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению; прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях»; 3
Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе. 4
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от: Знания методики игровой деятельности; Профессионального мастерства педагога при организации и руководстве различными видами игр; Учёта возрастных и индивидуальных возможностей. 5
Игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: В качестве занятия или его части (объяснения, закрепления, упражнения, контроля); Как часть образовательной программы. Для освоения темы или содержания изучаемого материала; 6
ЦЕЛЬ игровой технологии: Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования ДОУ и уровня развития детей. 7
Задачи: Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка; Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность. 8
Основные критерии игровой технологии: Концептуальность (научная база) Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость 9
Функции игры: Обучающая Развлекательная Коммуникативная Релаксационная Психотехническая Функция самовыражения Компенсаторная 10
ВИДЫ педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться: По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические и т.д. По характеру педагогического процесса – обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие диагностические. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры и т.д. По содержанию – музыкальные, математические, логические и т.д. По игровому оборудованию – настольные, театрализованные, сюжетно-ролевые и т.д. 11
Значение игры: активизирует воспитанников; повышает познавательный интерес; вызывает эмоциональный подъём; способствует развитию творчества; максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры; позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий. 12
Требования к игре: выбор игры; предложение игры; объяснение игры; игровое оборудование; организация игрового коллектива; развитие игровой ситуации; окончание игры. 13
Игровая технология Строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их. Игры должны соответствовать определённым учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам. 14
Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строится с учётом подготовленности детей и их психологических особенностей. Игры должны базироваться на определённом дидактическом материале и методике его применения. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя! 15
Литература: Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. – М., Карпюк Г.А. Реализация права ребёнка на игру.// Старший воспитатель. –
Спасибо за внимание! 17