Основные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС в МБОУ ЛИТ Ганиева Евгения Владимировна, учитель начальных классов МБОУ ЛИТ 2014 год
Что же такое педагогическая технология? совокупность приёмов; совокупность форм, методов и средств; совокупность способов организации учебно-познавательного процесса.
Актуальные технологии: информационно – коммуникационная технология; технология развивающего обучения; технология проблемного обучения; проектная технология; игровые технологии; технология интегрированного обучения; модульная технология; технологии уровневой дифференциации; здоровьесберегающие технологии; педагогика сотрудничества; технология интегрированного обучения.
ФИО Элементы здоровье сберегающих технологий Элементы развивающего обучения Проблемное обучение ИКТ Технология проектной деятельности Система инновационной оценки «портфолио» Игровые технологии Коллектив ная система обучения (работа в группах) Селиваненко З.Д.++++ Тилькунова Е.Н.++++ Тарасова С.В Пономарёва Е.Г Уфимцева Н.В Мартыненко М.Г.+++ Фёдорова Н.А Ганиева Е.В.++++ Глазычева А.С.++ Сергиенко М.В.++++ Таныгина Р.Н.+++ Полухина Н.С.++++
Во всех используемых технологиях присутствуют: включение обучающегося в деятельность за счёт специальных заданий аналитического или проектного характера; групповые, дискуссионные формы работы; возможность выбора задания или способа, режима его выполнения, формата представления; возможность (и необходимость) формировать свою позицию, формулировать мнение; презентация продукта образовательной деятельности (проекта, исследования, эссе, модели и т.д.); рефлексия результата и процесса.
учит самостоятельно работать с учебной, справочной литературой; позволяет работать в оптимальном темпе; развивает каждого ребенка индивидуально; ИКТ ИКТ создает обстановку реального общения; включает школьников в активную деятельность.
Проблемно-диалогическая технология: обеспечивает творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. постановка проблемы; поиск решения.
Основные методы постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; - создание проблемной ситуации; - побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; - ппобуждение к формулированию учебной проблемы; - принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Приемы создания проблемной ситуации: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения; педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал; (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку»; (шаг 2) предъявляет научный факт; ученикам дается задание, невыполнимое вообще; предлагает задание, сходное с предыдущими, но учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.
Основные методы постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.
Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешать. Тем самым мы имеем дело с творческой личностью, всегда способной к поиску.
Технология проектной деятельности Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени.
Практико-ориентированный проект
Исследовательский проект
Информационный проект
Творческий проект Ролевой проект
Виды презентационных проектов: - воплощение; - деловая игра; - демонстрация видеофильма – продукта; - диалог исторических или литературных персонажей; - игра с залом; - инсценировка реального или вымышленного исторического события; - научная конференция; - отчет исследовательской экспедиции; - путешествие; - реклама; - ролевая игра; - соревнования; - спектакль; - спортивная игра; - телепередача; - экскурсия.
проектировочные; исследовательские; рефлексивные; коммуникативные; кооперативные; информационные; презентационные. УУД
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся и подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Быть современным учителем значит свободно ориентироваться в разнообразных педагогических технологиях, выбирать приемлемые методы обучения для разных групп школьников. Выбираемые учителем педагогические технологии и программы должны ориентироваться в первую очередь на личность ребенка, на сохранение его здоровья, на непрерывное развитие ребенка и воспитание его.