ОБУЧАЯ СЕБЯ, ОБУЧАЙ И РАЗВИВАЙ ДРУГИХ! Учитель высшей категории: Усова Г.П.
Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием. А. Дистервег
В современных условиях реализации приоритетной национальной программы «Наша новая школа» особое внимание уделяется вопросам повышения качества обучения и воспитания детей, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной целью обучения таких детей является подготовка к самостоятельной жизни, умение ориентироваться в окружающей жизни, общаться с людьми, приобрести простейшие трудовые навыки. В последнее время всё чаще стали говорить о внедрении инклюзивного обучения детей. В основу такого образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. В связи с этим в специальных коррекционных школах контингент детей становится все сложнее и разнообразнее. Наша школа тоже не стала исключением. За последние годы увеличилось количество детей с глубоким нарушением интеллекта. Среди них особое место занимают дети аутисты.
План саморазвития Чтение конкретных педагогических периодических изданий Чтение методической, педагогической и предметной литературы Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии, педагогическим технологиям Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами Изучение современных психологических методик Участие в работе методического объединения Изучение информационно-компьютерных технологий Общение с коллегами в школе, районе и в Интернете.
Ранний детский аутизм (РДА) характеризуется искаженным развитием – таким типом дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Термин аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Наиболее существенные симптомы раннего детского аутизма одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими; отгороженность от внешнего мира; сопротивление любым переменам обстановки; склонность к стереотипиям; однообразие интересов и пристрастий; слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада); неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы; речевые нарушения; повышенная тревожность; недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители; наличие ритуалов; наличие сверх привязанности к некоторым предметам.
Ранний детский аутизм Характерныестереотипии Игровые Двигательные Речевые Социальные Пространственные
Характерные признаки аутизма (II группа) присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод); в речи преобладают однотипные штампы-команды; возможно выполнение просьб матери; чрезмерная привязанность к матери; сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери; стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.); стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.; ритуализация повседневной жизни.
Главная задача: Установление контакта Адаптация и развитие коммуникативных навыков, насколько это возможно. Адаптация и развитие коммуникативных навыков, насколько это возможно.
Методика обучения детей с глубокой умственной отсталостью Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с глубокой умственной отсталостью. – М., 1981 Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. – М., 1990 Маллер А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.–М., 2001
Индивидуальная программа обучения и развития Основная цель: овладение учащимся системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков по общеобразовательным и коррекционным курсам, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе. Программа составлена с учетом основных дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, концентризма и коррекционной направленности. Данная программа определяет содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность изучения материала по годам обучения. письмо чтение математика ИЗО и труд
Процесс обучения организован индивидуальный адаптированный ритм занятий возможность своевременного переключения и отдыха использование игровых технологий применение дыхательной, артикуляционной, зрительной гимнастики развитие общей и мелкой моторики.
Имидж современного учителя немыслим без знания информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
Использование компьютера Применение обучающих презентаций, дидактических, развивающих игр. Умеет создавать документ Word, печатать текст, копировать и вставлять рисунки, работать в программе Paint.
Сетевое сообщество открывает следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества. Главные преимущества этой формы самообразования: обмен опытом осуществляется между учителями-практиками; методическая помощь является персональной и адресной; попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время. Это универсальный источник педагогической, методической и научной информации.
Мое саморазвитие в сетевом сообществе проходит через: Дистанционные конференции Дистанционные форумы и семинары Дистанционные конкурсы Распространение собственного опыта через публикации Ведение блога Создание сайта
Результаты проведенной работы : За период обучения Алёша достиг определенных успехов. Знает все буквы, может их назвать, написать по образцу и под диктовку, читает слоги, слова, несложные тексты. Работы в тетрадях выполняет аккуратно Знает, называет и записывает цифры и числа в пределах 10. Решает примеры на сложение и вычитание в пределах 10. Различает и называет геометрические фигуры. Работает с чертёжно-измерительными инструментами С большим желанием занимается на уроках труда и ИЗО. Любит работать с тестом, крупой, пластилином, бумагой, бисером, успешно осваивает технику изонити.
Результаты проведенной работы : Доброжелателен, уважительно относится к родителям, педагогу. пытается общаться с детьми, может поддержать непродолжительный диалог научился заниматься без сопровождения мамы; сформированы элементарные навыки школьного поведения; понизился уровень стереотипий; сформированы элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены самостоятельно ориентируется в здании школы Для каждого ученика-аутиста путь обучения, воспитания и социализации особенный, непохожий на другие, Считаю, что главная задача - установление контакта с таким учеником, его адаптация и развитие коммуникативных навыков проходит успешно.
Современный учитель человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед…
Литература Дефектология. Словарь-справочник: Учебное пособие / Под ред. Пузанова Б.П. – М.: Сфера, Егорова А. Строим мостик между мирами. / Журнал практической психологии и психоанализа Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с глубокой умственной отсталостью. – М., 1981 Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. – М., 1990 Маллер А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.–М., 2001 Миттельдорф У. и др. Игровая терапия с детьми, страдающими аутизмом. / Новые направления в игровой терапии. Ред. Г.Лэндрет. М.2007 Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. М Пухова Т.И. Символическая игра и общее развитие от двух до трех лет. М Пухова Т.И. Игра на этапе манипулирования и экспериментирования у мальчиков. / Психолог в детском саду. 4, Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М