Семинар-практикум «Современные технологии обучения дошкольников» Карелина Е.В., старший воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида с. Тюбук Каслинского муниципального района
Занятие 1. «Инновационные технологии в детском саду» 1. Понятие «инновационные технологии» и «современные образовательные технологии» 2. Особенности обучения мальчиков и девочек в современном детском саду 3. Игровые технологии в детском саду 4. Особенности проблемного обучения
Эпиграф: «Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала» (Питер Клайн)
1. Понятие «инновационные технологии» и «современные образовательные технологии» Инновационные технологии - это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии Представим концептуальное осмысление современных образовательных технологий (См. далее)
Современные образовательные технологии Направлены на цель: Повышение качества образования Опираются на принципы: научности, личностно-деятельностный, системности Достигаются через средства: обучение в вузах, повышение квалификации, самообразование, мониторинг качества преподавания Приводят к результатам: личностному и профессиональному росту педагогов, успешности воспитанников в учебно-познавательной деятельности, созданию здоровьесберегающей среды Зависят от ресурсов: кадровых ресурсов, информационных ресурсов, финансовых ресурсов, временных ресурсов
Современные образовательные технологии означают способы реализации новой парадигмы образования К ним можно отнести: технологию дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания; технологию проблемного обучения и воспитания; технологию эффективной речевой деятельности и др. Современным образовательным технологиям присущи следующие характеристики: Гуманность (улучшать качество жизни людей) Эффективность(результаты в течение 5 лет их применения) Наукоемкость (иметь научное обоснование) Универсальность (иметь широкое применение) Интегрированность (взаимосвязь технологий )
Педагоги ДОУ при реализации современных образовательных технологий выполняют роль собеседника, исследователя, фасилитатора, эксперта Собеседник (функция эмоциональной поддержки) -речь идет об умении педагога центрироваться на ребенке, на том, что для него значимо. Это заинтересованность, озабоченность интересами ребенка, готовность поддержать беседу и т. д. Исследователь (исследовательская функция) -умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений во время учебы и воспитания; использование психодиагностических методов; применение педагогом развивающих технологий личностного роста ребенка. Фасилитатор - это педагог, способствующий в усвоении и освоении нового ребенком. Он строит свои взаимоотношения с ребенком на положительном его принятии, открыто выражая свои чувства и этим создает комфортные условия для развития ребенка. Эксперт (экспертная, консультативная помощь). Она вырастает из потребности в педагоге, обладающем глубокими систематическими знаниями, разносторонними практическими навыками и умениями. Мнение педагога значимо для детей и они обращаются за помощью к нему за консультацией
2. Сравнительная характеристика мальчиков и девочек дошкольного возраста
Советы педагогам У мальчиков необходимо развивать мелкую моторику (вышивка, шитье); у девочек -крупную моторику (игры с мячом, подвижные игры) Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними, используйте их на занятиях в контексте культурных практик. А для девочек лучше подойдут вода и песок, чтобы можно было практически осуществлять разные варианты поиска, обсуждать их совместно. Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к действиям Используйте чаще различные головоломки Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это позволит сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания
Советы педагогам (продолжение) Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи Приглашайте на занятия родителей, в присутствии мужчин, пожилых людей дети (особенно мальчики) ведут себя более организованно и стараются произвести приятное впечатление Если в группе есть лидеры-мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, что среди них тоже есть лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться. Необходимо помочь девочке использовать этот потенциал Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей, успешно решающих задачи. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.
3. Игровые технологии в дошкольном периоде Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность Ролевой игрой ребенок овладевает к 3-му году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает в себе переживания и начинает в них ориентироваться В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно значимой и общественно- оцениваемой деятельности учения. В развивающих играх проявился принцип от простого к сложному.
Развивающие игры: могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества
Особенности проблемного обучения При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истину в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности по решению новых для него проблем Всё это способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления» (С.Л. Рубинштейн)
Чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить ребенка, чтобы стимулировать творческое мышление. Одно из главных условий - создание проблемной ситуации. Именно она, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент. Что же включает в себя проблемная ситуация? Психологи выделяют три основных компонента: *неизвестное, то есть усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности; *познавательная деятельность; *творческие возможности и достигнутый уровень знаний.
В качестве одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин) выделяют неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации, то есть то новое знание, которое ребенок должен усвоить, разрешая противоречие. Создавая проблемную ситуацию, педагог ставит детей перед необходимостью выполнения такого задания, которое столкнет их с интересным противоречивым фактом. Ценность противоречия в познании заключается в том, что оно, воздействуя на эмоции, пробуждает потребность в познании нового. Эмоция, возникшая в результате столкновения с противоречием, включает в работу мысль. Постановка проблемы помогает каждому осознать возникшее противоречие и включиться в поиск неизвестного. Выдвигая гипотезы, принимая активное участие в беседе, организованной педагогом, и выполняя его задания, дети самостоятельно открывают новое для себя знание, делают из фактов выводы, обобщения
Но при этом следует учесть: если педагог дает детям задание, которое должно столкнуть их с противоречием, не учитывая возможности, познавательная потребность может и не возникнуть. А.М. Матюшкин в качестве третьего компонента проблемной ситуации выделяет возможности ребенка анализировать условия поставленного задания и усваивать новые знания, так как ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не способствуют возникновению проблемной ситуации. Степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью усвоенных знаний и способов действия дети не могли его выполнить. Но этих знаний должно быть достаточно для самостоятельного анализа (понимания) содержания и условий выполнения поставленного задания.