«Калейдоскоп сказок» цикл интегрированных занятий в младшей разновозрастной группе: музыка, рисование, развитие речи.
АКТУАЛЬНОСТЬ Интегрированные занятия являются очень интересной, а главное эффективной формой обучения и развития детей дошкольного возраста. Особенность интегрированного занятия состоит в том, что оно даёт возможность объединения нескольких направлений обучения, развития и воспитания дошкольника. Они высвобождают время для спонтанных игр, сюжет которых обогащается содержанием этих занятий. Это стимулирует развитию фантазии, коммуникативных навыков и служит благоприятной предпосылкой для обучения.
Цель программы: Способствовать всестороннему творческому развитию личности посредством музыки, рисования, развития речи.
Задачи Взаимодействие воспитателя с ребёнком на принципах сотрудничества. Взаимодействие воспитателя с ребёнком на принципах сотрудничества. Обеспечение оптимальной нагрузки в учебно- воспитательном процессе посредством природосообразных технологий с целью высвобождения времени для самостоятельной игровой деятельности. Обеспечение оптимальной нагрузки в учебно- воспитательном процессе посредством природосообразных технологий с целью высвобождения времени для самостоятельной игровой деятельности. Разработка цикла интегрированных занятий для младшей разновозрастной группы. Разработка цикла интегрированных занятий для младшей разновозрастной группы.
Через слово, музыку, краски формировать у детей чувство прекрасного, образное мышление, любовь к русскому народному творчеству. Через слово, музыку, краски формировать у детей чувство прекрасного, образное мышление, любовь к русскому народному творчеству. Развивать умение слушать музыку, эмоционально на неё реагировать. Развивать умение слушать музыку, эмоционально на неё реагировать. Развивать правильную последовательную речь. Развивать правильную последовательную речь. Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности, (движения, мимика, пантомимика, жесты, голос). Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности, (движения, мимика, пантомимика, жесты, голос).
Стержневым основанием для интеграции искусств и художественных видов деятельности выступает художественный образ, который дети воспринимают в процессе знакомства со сказкой и творчески создают в разных видах художественной деятельности – рисование, музыка.
Принципы построения программы Содержание занятий, разнообразие тематики и методов работы. Содержание занятий, разнообразие тематики и методов работы. Максимальная активность детей на всех этапах занятия. Максимальная активность детей на всех этапах занятия. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми. Подготовленность и заинтересованность воспитателя. Все этапы занятия подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомимику. Подготовленность и заинтересованность воспитателя. Все этапы занятия подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомимику. Учёт возрастных особенностей. Учёт возрастных особенностей. Системный подход. Целостность. Системный подход. Целостность. Включение в жизненные циклы в соответствии с сезонными явлениями. Включение в жизненные циклы в соответствии с сезонными явлениями. Объединение всех видов деятельности по общей тематике с опорой на синтез изобразительной, музыкальной и ознакомление с художественной литературой. Объединение всех видов деятельности по общей тематике с опорой на синтез изобразительной, музыкальной и ознакомление с художественной литературой.
Музыка «Музыка – могучий источник мыслей – писал А.Сухомлинский. –Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка». «Музыка – могучий источник мыслей – писал А.Сухомлинский. –Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка». Музыка это не только фон, это переданная в музыкальных звуках информация, которая ни кого не оставляет равнодушным. Поэтому на интегрированных занятиях музыка является главной, неотъемлемой его частью. Музыка это не только фон, это переданная в музыкальных звуках информация, которая ни кого не оставляет равнодушным. Поэтому на интегрированных занятиях музыка является главной, неотъемлемой его частью.
Задачи музыкальной деятельности Воспитывать любовь и интерес к музыке. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определённой системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определённой системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности. Развивать общую музыкальность детей, формировать певческий голос и выразительность движений. Развивать общую музыкальность детей, формировать певческий голос и выразительность движений. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизации. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизации.
Изобразительное искусство «Мир состоит из великого множества соединений красок и света. И тот, кто легко и точно улавливает эти соединения, - счастливейший человек…» - писал К.Паустовский. «Мир состоит из великого множества соединений красок и света. И тот, кто легко и точно улавливает эти соединения, - счастливейший человек…» - писал К.Паустовский.
Задачи изобразительного искусства Обучать техническим приёмам и способам изображения с использованием различных материалов. Обучать техническим приёмам и способам изображения с использованием различных материалов. Формировать сенсорные способности. Формировать сенсорные способности. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства. Подводить детей к созданию выразительного образа, при изображении предметов и явлений окружающей действительности. Подводить детей к созданию выразительного образа, при изображении предметов и явлений окружающей действительности. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Развивать творческие способности детей. Развивать творческие способности детей. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности. Формировать навыки сотрудничества. Формировать навыки сотрудничества.
Задачи по развитию речи Расширять и активизировать словарный запас. Расширять и активизировать словарный запас. Способствовать развитию связной речи. Способствовать развитию связной речи. Целенаправленно развивать диалогическую речь. Целенаправленно развивать диалогическую речь. Учить передавать содержание сюжетных картин после предварительного рассматривания и ответов на вопросы педагога. Учить передавать содержание сюжетных картин после предварительного рассматривания и ответов на вопросы педагога. Упражнять в пересказе литературных произведений (целиком, по частям, с использованием элементов драматизации). Упражнять в пересказе литературных произведений (целиком, по частям, с использованием элементов драматизации). Продолжать формировать интерес к книгам, их рассматриванию. Продолжать формировать интерес к книгам, их рассматриванию.
Драматизация сказки «Репка»
Количество детей усвоивших материал в % Критерии оценки знаний, умений детей в результате интегрированных занятий Критерии оценки знаний, умений детей в результате интегрированных занятий 1. Развитие связной речи. 2. Владение кистью и цветом. 3. Умение выражать эмоции и характер героев через мимику и пантомимику. 4. Выразительное эмоциональное пение. 5. Сотрудничество детей друг с другом и воспитателем.
Интегрированные занятия заняли достойное место в воспитательно- образовательной работе детского сада и сделали жизнь детей ярче, богаче и разнообразнее. Интегрированные занятия заняли достойное место в воспитательно- образовательной работе детского сада и сделали жизнь детей ярче, богаче и разнообразнее.
Воспитатель Гришина С.С. Мосоловский детский сад