Планирование внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС – это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. В рамках внеурочной деятельности происходит выстраивание сети, обеспечивающей обучающимся сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения http://aida.ucoz.ru2
Планирование и организация внеурочной деятельности осуществляется: - на основе диагностики интересов и потребностей детей и запросов их родителей (законных представителей); - в рамках дополнительного образования школы, в пределах рабочего времени учителей, классных руководителей в соответствии с утвержденным штатным расписанием. Время, отведенное на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов. Оно не включается в расчет допустимой обязательной нагрузки обучающихся http://aida.ucoz.ru3
Направления внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное направление Художественно-эстетическое направление Военно-патриотическое направление Научно-познавательное направление Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность http://aida.ucoz.ru4
В основу программ внеурочной деятельности положены следующие принципы: непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом; развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности; Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования; Системная организация управления учебно- воспитательным процессом http://aida.ucoz.ru5
Типы образовательных программ внеурочной деятельности образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2 – 3-го класса – образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия; http://aida.ucoz.ru6
Типы образовательных программ внеурочной деятельности образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности: - игровая деятельность; - познавательная деятельность; - проблемно-ценностное общение; - досугово-развлекательная деятельность; - художественное творчество; - социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); - трудовая (производственная) деятельность; - спортивно-оздоровительная деятельность; - туристско-краеведческая деятельность http://aida.ucoz.ru7
Типы образовательных программ внеурочной деятельности возрастные образовательные программы : -образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; -образовательная программа внеурочной деятельности подростков; -образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников индивидуальные образовательные программы для обучающихся http://aida.ucoz.ru8
Рекомендации по разработке программы внеурочной деятельности Автор: Григорьев Дмитрий Васильевич, зав. отделом методологии и технологии воспитания личности Федерального института развития образования Литература: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. -М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения). Данная структура программы носит примерный рекомендательный характер http://aida.ucoz.ru9
Структура программы: · Титульный лист. Пояснительную записку. Учебно-тематический план. Планируемые результаты освоения программы Содержание изучаемого курса. Методическое обеспечение программы. Формы контроля, критерии успешности освоения программы. Список литературы http://aida.ucoz.ru10
Оформление и содержание структурных элементов программы На титульном листе рекомендуется указывать: - наименование образовательного учреждения; - где, когда и кем утверждена программа; - название программы; - возраст детей, на которых рассчитана программа; - срок реализации программы; - Ф.И.О., должность автора (авторов) программы; - Название населенного пункта, в котором реализуется программа; - год разработки программы http://aida.ucoz.ru11
Оформление и содержание структурных элементов программы В пояснительной записке следует раскрыть: - направленность программы; - новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; - цель и задачи программы; - отличительные особенности данной программы от уже существующих программ; - возраст детей, участвующих в реализации данной программы; - сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); - ожидаемые результаты и способы определения их результативности; - формы подведения итогов реализации программы: -выставки, фестивали, соревнования, - учебно - исследовательские конференции и т.д.) http://aida.ucoz.ru12
Оформление и содержание структурных элементов программы Учебно-тематический план программы может содержать: - перечень разделов, тем, модулей; -количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий (на аудиторные и внеаудиторные).. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий http://aida.ucoz.ru13
Оформление и содержание структурных элементов программы Планируемые результаты освоения программы: Результаты первого уровня: приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, выраженные на языке действий школьников http://aida.ucoz.ru14
Оформление и содержание структурных элементов программы Содержание программы - можно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий) http://aida.ucoz.ru15
Оформление и содержание структурных элементов программы Методическое обеспечение программы: - обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); - рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; - дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д http://aida.ucoz.ru16
Оформление и содержание структурных элементов программы Формы контроля: - текущего и итогового; Критерии успешного освоения материала http://aida.ucoz.ru17
http://aida.ucoz.ru18