«Формирование информационно- коммуникационной компетентности учащихся на уроках информатики» Агишева Светлана Александровна, учитель информатики
Информационная и коммуникационная компетентность – лучшее усвоение школьных программ по всем предметам! Агишева Светлана Александровна, учитель информатики
Компетентность ученика Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере. Агишева Светлана Александровна, учитель информатики
Хуторской А.В. выделяет основные критерии информационно-коммуникативной компетентности ученика. Информационные компетентности: - владеть навыками работы с различными источниками информации, книгами, учебниками, справочниками, Интернетом, CD-ROM, каталогами; - самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её; - ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое, уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; - владеть навыками использования информационных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, принтер и т.д. - применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет. Агишева Светлана Александровна, учитель информатики
Коммуникативные компетентности: - уметь представить себя устно, письменно, написать анкету, заявление, письмо; - уметь представить свой класс, школу, семью; - владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, выступать с устными сообщениями; - владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); - владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения. Агишева Светлана Александровна, учитель информатики
Метод проектов Приоритетным методом формирования информационно- коммуникативной компетентности учеников является метод проектного обучения. Метод проектов - это такая форма работы, предполагающая применение различных видов деятельности по реализации проекта. «Метод проектов» - это такая технология, по которой ученик или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением. Агишева Светлана Александровна, учитель информатики
Этапы совместной деятельности учителя с учениками можно изобразить в виде схемы: В ходе работы над проектами ребята приобретают технические навыки работы с ЭВМ, умения работать с программными средствами. Многие из них проявляют свои дизайнерские способности и вносят подходящие схемы, рисунки и графические объекты. Агишева Светлана Александровна, учитель информатики
Компьютерная грамотность учителя Информатизация обучения требует от каждого учителя компьютерной грамотности, которая рассматривается как особая часть содержания компьютерной технологии. Три подхода к применению компьютера в обучении: компьютер как источник информации; компьютер как развивающая среда; компьютер как обучающее устройство. Агишева Светлана Александровна, учитель информатики
Компьютер как источник информации «Компьютер содержит (или может содержать) весь мыслимый материал для обучения». Сегодня в электронных библиотеках собраны классические издания и книжные новинки. Все учебные материалы готовятся на машинных носителях информации и доступны через Интернет. В будущем традиционный учебник будет вытеснен электронными текстами. Метафора компьютера: это книга с картинками; это всемирная энциклопедия, в которой содержится вся информация, накопленная человечеством; это исчерпывающийся сборник всех значимых для человека текстов. Агишева Светлана Александровна, учитель информатики
Компьютер как развивающая среда В основе этого подхода лежит желание видеть в компьютере игровую среду, поддерживающую структуру, куда обучающиеся приходят со своими задачами, где они могут пробовать и ошибаться, приобретая личный опыт работы с предметом. Популярным примером реализации этого подхода служат среда программы «Живая физика», «Живая геометрия», «Логомиры», «Роботландия». Метафора компьютера: как игра; как игровое поле; как среда для свободного экспериментирования; как игровое пространство Агишева Светлана Александровна, учитель информатики
Компьютер как обучающее устройство Позиция этого подхода такова: «Можно создать компьютерную программу, которая будет эффективно вести ученика по учебному материалу, учитывая его индивидуальные особенности». Метафора компьютера: как контролера; как регулировщика движения по учебному материалу. Этот подход дает возможность разбить учебный материал на порции (демонстрации, иллюстрации, вопросы и задания, указания об успехах и ошибках), которые можно выдавать в различной последовательности с инструкциями для обучаемого. Или же создавать тесты для контроля знаний учащихся. Агишева Светлана Александровна, учитель информатики
Реальную работу учителя по использованию новых информационных технологий можно отследить по таблице. Информационно-коммуникативная компетентность учителя Ф.И.О._________________________________________ Я у м е юЯ д е л а ю Набирать текст Набираю дидактические материалы для поддержки учебного процесса (указать класс, темы, вид материала) Форматировать текст Вставлять в текст картинки и таблицы Выполнять дидактические материалы к уроку Создавать презентацию в «PowerPoint»Выполняю компьютерные презентации (указать класс) Работать с обучающими программами Использую программы (указать название, класс) Осуществлять поиск информации в Интернете Использую материалы Интернета как источник информации а)для уроков; б)внеклассной работы; в)проф.развития Пользоваться Пользуюсь Работать с другими программными приложениями (какими): Выполняю совместно с учащимися учебный компьютерный проект (указать название и дату защиты) Агишева Светлана Александровна, учитель информатики