Спектр современных гуманитарных технологий обучения В.М.Дрофа, доцент кафедры педагогики и психологии ИПКиППРО ОГПУ, к.п.н.
Пространство современных образовательных парадигм : знаниевая образовательная парадигма (эпистемоцентризм, преувеличенная сциентизация содержания образования; тотальный характер образовательного воздействия; организация коммуникации в системе «взрослый-ребёнок» как монолога и т.п.); гуманитарная образовательная парадигма, предполагающая обращённость к человеческим правам и интересам, своеобразное «окультуривание» образования; специально организованную работу с ценностями как необходимой составляющей гуманитарного знания; диалоговый характер образовательного взаимодействия и т.п.
педагогические технологии, актуальные для гуманистического образования (технологии «качественного обучения») личностно-ориентированного обучения и воспитания; дифференцированного, в т.ч. индивидуализированного обучения и воспитания; проблемного обучения и воспитания; обучения и воспитания без насилия; эффективной речевой деятельности; диалогового обучения и воспитания; рефлексивного обучения и воспитания (по Е.А.Юниной)
Комплекс технологий адаптивного обучения: проблемное обучение игровая деятельность групповое самостоятельное обучение коллективное самостоятельное обучение уровневая дифференциация проектное обучение модульное обучение и т.д.
Инновационные модели обучения в технологическом подходе ОБУЧЕНИЕ КАК СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ДИСКУССИЯ Кларин М.В.
1) предметно-ориентированное обучение, направленное на усвоение предмета ("продуктивная"); 2) личностно-ориентированное обучение, направленное на удовлетворение потребностей ученика ("щадящая "); 3) сотрудничество (партнёрство), направленное на усвоение предмета и удовлетворение потребностей ученика ("партнёрская "). Технологии организации учебно- воспитательного процесса (И.П.Подласый)
(И.П.Подласый) Продуктивная педагогическая технология Партнёрская технология "Свободный выбор" Щадящая технология Индивидуальные маршруты Базисные технологии
выбор технологий обучения, адекватных задачам модернизации российского образования Технология блочно-модульного обучения (в т.ч. на уроке) Технология знаково-контекстного обучения (в т.ч. в профильном обучении) Исследовательская технология обучения (модель Д.Шваба; модель систематического исследования по Микаэлису и т.п.) Технологии проектного обучения на уроке Технологии организации учебной дискуссии на уроке Кейс-технологии Технология развития критического мышления
Педагогические технологии по уровню применения: общепедагогические частно методические локальные (модульные)