Развитие инфраструктуры системы оценки качества образования Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., профессор кафедры управления, экономики и права в образовании ГАОУ ДПО (ПК) С РК « КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ » Сыктывкар 2011
Центр мониторинговых исследований в образовании 2 Качество образования - это соответствие государственным образовательным стандартам, ожиданиям потребителей образовательных услуг, в качестве которых выступают родители, обучающиеся, системы профессионального образования, будущие работодатели, общество.
Центр мониторинговых исследований в образовании 3 Оценка качества образования - определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия образовательных результатов, образовательного процесса, ресурсного обеспечения, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Центр мониторинговых исследований в образовании 4 Система оценки качества образования - совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных результатов, образовательного процесса и образовательных ресурсов и выявление факторов, влияющих на их качество.
Центр мониторинговых исследований в образовании 5 «Качество само по себе не может быть конечным результатом; оно лишь средство, с помощью которого выявляется соответствие конечного продукта стандарту". С.Е. Шишов
Центр мониторинговых исследований в образовании 6 Процедура оценки качества состоит из следующих этапов: 1. выбор стандарта качества; 2. выбор значений показателей качества; 3. выбор методов отслеживания; 4. установление значения показателей качества; 5. сравнение фактических значений показателей с эталоном; 6. описание результатов оценки качества. Затем следуют анализ, формулировка проблем, выдвижение гипотез, определение задач для решения конкретных проблем.
Центр мониторинговых исследований в образовании 7 Мониторинг это- Постоянное и непрерывное наблюдение Отслеживание, оценка, прогноз состояния объекта Сбор информации Система организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем образовательного учреждения и прогнозирование их развития
Центр мониторинговых исследований в образовании 8 Цель: Разработка и реализация механизмов оценки качества образования в Республике Коми.
Центр мониторинговых исследований в образовании 9 Стратегические задачи 1. Развитие инфраструктуры оценки качества образования на всех уровнях республиканской системы образования. 2.Научно-методическое, организационное и информационно-технологическое обеспечение оценки качества образования. 3. Развитие нормативного правового обеспечения государственно-общественной оценки качества образования на республиканском уровне. 4. Формирование информационной базы, необходимой для анализа и прогноза развития республиканской системы образования
Центр мониторинговых исследований в образовании 10 Задача 1 «Развитие инфраструктуры мониторинга качества образования» 1) создание, апробация и введение в эксплуатацию информационно-технологической сети республиканского мониторинга качества образования: на уровне образовательного учреждения – организация в ОУ системы сбора информации о качестве образования; на уровне муниципалитета – организация первичных пунктов обработки информации и их организационное, техническое и методическое обеспечение; на региональном уровне – функционирование государственно- общественного органа - Координационного Совета по внедрению мониторинговых исследований качества образования в Республике Коми.
Центр мониторинговых исследований в образовании 11 Задача 1 «Развитие инфраструктуры оценки качества образования» 2) организация сетевого информационного взаимодействия структурных элементов СОКО на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий.
Центр мониторинговых исследований в образовании 12 1)разработка и внедрение современных методик, средств и технологий мониторинга качества образования; 2) проведение мониторинговых исследований эффективности условий и ресурсов образовательных учреждений, их влияние на качество образовательных индивидуальных достижений; анализ и прогнозирование развития общеобразовательных учреждений; анализ и прогнозирование развития муниципальных образовательных систем; анализ и прогнозирование развития республиканской системы общего образования; Задача 2 «Научно-методическое, организационное и информационно- технологическое обеспечение СОКО»
Центр мониторинговых исследований в образовании 13 Задача 2 «Научно-методическое, организационное и информационно- технологическое обеспечение СОКО» 3) развитие системы повышения квалификации работников образовательных учреждений в области оценки качества образования: создание и реализация новых образовательных программ (модулей) повышения квалификации работников системы образования в сфере оценки качества образования; анализ результатов системы повышения квалификации и прогнозирование дальнейшего развития системы образования РК; 4) информационно – техническое и технологическое обеспечение технологий мониторинга качества образования
Центр мониторинговых исследований в образовании Разработка положений, регламентирующих деятельность государственно-общественной оценки качества образования (на всех уровнях): подготовки обучающихся и выпускников; профессиональной деятельности учителей и преподавателей образовательных учреждений; результатов деятельности образовательных учреждений, муниципальных и региональных органов управления образованием; Задача 3 «Развитие нормативного правового обеспечения государственно-общественной оценки качества образования»
Центр мониторинговых исследований в образовании 15 Задача 3 «Развитие нормативного правового обеспечения государственно-общественной оценки качества образования» 3. разработка положений общественного участия в процедурах мониторинга качества образования : родителей, педагогической общественности, представителей общественных организаций; 4. разработка порядка, регламентирующего оценку и публичное представление результатов деятельности образовательных учреждений, муниципальных и республиканских органов управления образованием, государственно-общественных органов оценки качества образования.
Центр мониторинговых исследований в образовании разработка целевых индикаторов и базовых показателей, согласованных с системой показателей и индикаторов на федеральном уровне; 2. определение инструментария сбора полной и достоверной статистической и социологической информации; 3. апробирование инструментария в пилотном режиме, 4. создание баз данных аналитической информации о качестве образования. Задача 4 «Формирование информационной базы, необходимой для анализа и прогноза развития республиканской системы образования»
Центр мониторинговых исследований в образовании 17 Решение данных задач возможно при обеспечении условий, в т.ч.: разработанная нормативная база оценки качества республиканской системы образования; наличие обученных специалистов; наличие необходимого ресурсного обеспечения для разработки и внедрения оценочных механизмов; мотивация и распространение опыта образовательных учреждений, достигающих высоких показателей качества образования.
Центр мониторинговых исследований в образовании 18 Задачи ЦМИО Организация мониторинговых исследований качества образования Сбор аналитических материалов по оценке качества регионального образования Информационная поддержка региональной системы оценки образования Сбор, хранение, статистическая обработка, структурирование информации о состоянии и динамике развития системы образования в РК, анализ результатов оценки Содействие научно- методическому обеспечению региональной системы оценки качества образования
Центр мониторинговых исследований в образовании 19 Объекты и предметы исследований профессиональная компетентность педагогов качество организации образовательного процесса инновационная деятельность педагогических работников система дополнительных образовательных услуг качество воспитательной работы профессиональная компетентность руководителей финансово- экономическая деятельность состояние здоровья обучающихся Формы и содержание профильного обучения Обеспеченность учебниками и УМК Условия здоровье- сбережения материально- техническое обеспечение 1. Общеучебные умения. 2. Личностные характеристики 3. Предметные умения обучающихся Характеристики качества образовательных результатов на уровне ребенка Характеристики условий обучения Характеристики ресурсов
Центр мониторинговых исследований в образовании 20 Исследования Сопоставительный мониторинг результативности Формирование баз данных Стартовая оценка Подготовка специалистов Научно-методическое и программное обеспечение Анализ результатов Переход на управление по результатам Переход на отраслевую систему оплаты труда
Центр мониторинговых исследований в образовании 21 Организационная модель функции Муниципалитет Образовательное учреждение Республика
Центр мониторинговых исследований в образовании 22 Виды мониторинговой деятельности на каждом уровне Нормативно-правовое регулирование системы оценки качества образования Организация мониторингов (управленческие решения) Подбор (разработка) оценочных методик Разработка инструментария, Сбор, хранение, обработка информации Локальные исследования в течении 3-х лет Сопоставительные исследования системы Анализ и выявление проблем Принятие управленческих решений
Центр мониторинговых исследований в образовании 23 Решаемые проблемы => недостаточная нормативная и правовая основа республиканской системы сбора данных мониторинга и статистики отсутствие единой системы показателей и индикаторов оценки качества слабая техническая и технологическая поддержка обмена информацией нехватка квалифицированных кадров, обеспечивающих анализ данных отсутствие четко сформулированных задач: какая информация, для какого уровня собирается отсутствие координации деятельности структур, функцией которых является сбор данных мониторинга и статистики образования
Центр мониторинговых исследований в образовании 24 Адекватному использованию оценки качества образования образовательного учреждения для стимулирования его деятельности; Комплексному использованию данных, полученных в ходе процедур внешней и внутренней оценки; Рассмотрению полученных данных с учетом особенностей образовательного учреждения.
Центр мониторинговых исследований в образовании 25 Ожидаемые результаты Создание республиканской системы оценки качества образования Осуществление перехода системы образования РК на управление по результатам
Центр мониторинговых исследований в образовании 26 «To, что можно оценить, можно сделать» Том Питере