Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования Организация и функционирование совместной деятельности специалистов психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении Из опыта работы МАДОУ д/с 55 г. Калининград
ПМПк Образовательно- воспитательная деятельность Образовательно- воспитательная деятельность Коррекционно- развивающее обучение Физкультурно- оздоровительное направление Лечебно- оздоровительная деятельность
Модель группового взаимодействия Специалист Заведующий Методист Специалист Воспитатель Родитель Ребёнок
Профессиональная среда Нормативно-правовые документы Профессиональная документация в деятельности педагогов-специалистов и врачей-специалистов Планирование педагогов-специалистов Материалы для диагностического обследования Мониторинг, заключения, аналитические справки Методическое обеспечение профессиональной деятельности Предметно-развивающая и игровая среда ПМПк
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы ДОУ Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу в разных видах деятельности Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения Защита детей от всех форм физического и психического насилия; поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность Создание для детей с ОВЗ необходимых условий для диагностики, коррекции, социальной адаптации. Оказание ранней коррекционной помощи. Возможность организации инклюзивного образования
Параметры определения эффективности профессиональной деятельности специалистов Цель: для чего? Содержание: что? Метод: как? Результат: что получилось?
Этапы индивидуального сопровождения ребёнка Запрос по инициативе родителей Диагностический прогнозирующий минимум Первичная консультация родителей Деятельность специалистов по проблеме и по запросу родителей Выдвижение гипотезы причин и характера проблемы Выдвижение гипотезы причин и характера проблемы ПМПконсилиум: стратегия индивидуального маршрута педагогического и медицинского сопровождения ребёнка / семьи ПМПконсилиум: стратегия индивидуального маршрута педагогического и медицинского сопровождения ребёнка / семьи
ПМПконсилиум плановый / коллегиальный ПМПконсилиум плановый / коллегиальный 2-я (повторная) консультация родителей 2-я (повторная) консультация родителей Уточнение индивидуального маршрута сопровождения Программа-схема медицинского и оздоровительного сопровождения Программа-схема медицинского и оздоровительного сопровождения Промежуточная диагностика: «зона» ближайшего развития Промежуточная диагностика: «зона» ближайшего развития Контрольное итоговое обследование ребёнка, заключение Контрольное итоговое обследование ребёнка, заключение Консультация родителей и дальнейшая рекомендательная стратегия
Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка специалистами ДОУ Ф.И. ребёнка …………………… Дата рождения…….Возраст…… Дата поступления в ДОУ………. Специалист Педагог- психолог Учитель- логопед Учитель- дефектолог Музыкаль- ный руководитель Инструк- тор ФИЗО ДОМедицинс- кая служба Исходная проблема Диагностика, методики Программы Цель программы Курс программы График ; форма Подпись специалиста
Методики психолого-педагогического обследования в работе специалистов ДОУ Штабс Г.Ф., «Сценотест». Тест по выявлению бессознательной проблематике и характерологической структуры. Ясюкова Л.А., «Методика определения готовности к школе» Сметанкин А., «Учимся и оздоравливаемся» (компьютерная технология) Каменская В.Г., Нерева С.В., «К школьной жизни готов» Шилова Т.А., «Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей» Архипова Е.Ф., «Ранняя диагностика и коррекция проблем развития»
Стребелева Е.А., «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Нищева Н., «Речевое обследование ребёнка 4-7 лет». Смирнова И., «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения и лексико-грамматических категорий». Хватцев М., «Недостатки речи у дошкольников». Забрамная С.Д., «Психолого-педагогическое обследование детей». Королёва И.В., «Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции».
Нормативно-правовые документы деятельности ПМПконсилиума Основная образовательная программа Устав ДОУ; Закон об Образовании; Кодекс семьи РФ; Конвенция по правам ребёнка; Положение о функционировании ПМПк; Положение о функционировании ПМПк в ДОУ; Должностные инструкции специалистов;
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !