Профессиональный стандарт педагога Приказ Минтруда России от N 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
Процедура разработки профессионального стандарта Минобрнауки РФ разработало проект Концепции Профессиональ ного стандарта педагога Министерство труда РФ провело открытый аукцион Московский городской психолого- педагогический университет разработал проект Профстандарта Обсуждение, углубленное анкетирование. Предложения
Выявленная проблема в процессе обсуждения Существуют общие тенденции тревожности и негативного отношения к введению стандарта причиной которых является несоответствие условий и ресурсов деятельности педагога к требованиям стандарта Вывод: Необходим период для доработки проф стандарта и адаптации к нему профессионального сообщества
Общий замысел: Сформировать многофункциональный документ, который может использоваться в различных применениях, а именно: Инструмент реализации стратегии образования Объективный измеритель квалификации педагога Инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень Средство отбора педагогических кадров в учреждения образования Основа для формирования трудового договора
Новые компетенции профессионального стандарта: Работа с одаренными учащимися Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении
Для эффективного применения профессионального стандарта необходимо Апробация и поэтапное внедрение Профессиональ ного стандарта с последующей корректировкой его содержания Развитие системы дополнительного образования и повышения квалификации для педагогических работников Разработка механизмов использования стандарта в системе организации трудовых отношений педагога и образовательной организации
Особенности Профстандарта Имеет рекомендательный характер (статья ФЗ 273-фз 46*) и, следовательно может применяться по мере готовности субъектов и при их желании. Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью 1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. 2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Этапы внедрения Профстандарта Апробация механизмов его использования (создание пилотных площадок) Последующая коррекция содержания профессионального стандарта Введение проф стандарта и применение его в штатном режиме
Государственно-общественный принцип внедрения Профстандарта (создание специальной общественной ассоциации) - общественный контроль над процессом обсуждения, апробации и внедрения проф стандарта - мониторинг процесса внедрения на региональных площадках - оказание информационной, правовой, методической и иной поддержки тем регионам, которые выступили в качестве пилотных площадок - оказание информационной, правовой, методической педагогическим вузам и центрам повышения квалификации специалистов - обеспечение сетевого взаимодействия специалистов и руководителей, которые руководствуются в своей деятельности проф стандартом - своевременное информирование органов власти и управлений о нарушениях прав специалистов и организаций в следствии ошибочных трактовок положений профессионального стандарта
Взаимоувязка с программами профессионального образования Дополнительно разработать программы подготовки кадров через систему дополнительного профессионального образования Предусмотреть возможность изменения ФГОС ВПО и согласования их содержания с содержанием Профстандарта. Введение нового профессионального стандарта неизбежно повлечет за собой изменение стандартов подготовки и переподготовки в вузах и центрах повышения квалификации. Внесение изменений в действующие нормативные документы, определяющие трудовые отношения между работниками и работодателям и. Необходимо разработать систему сертификации (оценки уровня профессиональной квалификации) специалистов с выдачей соответствующего профессионального сертификата.
Ротация и аттестация педагогических работников Введение стандарта приведет к необходимости изменить процедуры замещения должностей и аттестации работников. Следует определить правовые, организационные, кадровые, экономические условия, которые позволят ввести профессиональный экзамен на право допуска к профессиональной деятельности и организовать необходимую стажировку будущего работника, как оптимальный способ введения его в профессию.