Организаторы проекта Яровая И.Н, методист МБУДОД ЦДОД п. Тюльган, Ларина С.В., руководитель РМО классных руководителей Тема проекта «Роль ИКТ в деятельности классного руководителя » Территория МБУДОД ЦДОД п. Тюльган, Тюльганскй район, Оренбургской области, ул. Октябрьская, 13 Целевая аудитория: Проект рассчитан на совместную деятельность руководителей РМО, ШМО классных руководителей и классных руководителей района
3 «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» ( Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года)
4 Методическое сопровождение деятельности классного руководителя - это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий и мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи классному руководителю в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.
Актуальность проекта В концепции модернизации российского образования на предстоящее десятилетие нашел отражение социальный заказ государства на воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. Выполнение социального заказа в области образования и воспитания требует от классного руководителя более высокого профессионализма. Именно классный руководитель основной организатор учебно- воспитательной работы в школе. Он стоит ближе к ребенку, чем кто – либо из членов педагогического коллектива. Творчество классных руководителей – главное условие совершенствования воспитательного процесса, повышение качества и эффективности деятельности школы. На сегодняшний день проблема состоит в том, что существует недостаточный уровень социальной компетентности классных руководителей. Поэтому очевидна необходимость обновления механизмов взаимодействия, способствующих систематизации традиционных и инновационных форм и методов поддержки и научно- методическому и информационному сопровождению деятельности классного руководителя. Эти функции возложены на ШМО и РМО классных руководителей.
Цель и задачи проекта: Повышение социального и профессионального статуса классного руководителя через поддержку и информационно-методическое сопровождение деятельности классного руководителя. Повышение правовой грамотности руководителей ШМО классных руководителей всех уровней муниципальной системы образования; Внедрение научно- методических новаций в систему образования и воспитания; Консультативно- диагностическая, методическая, информационная поддержка деятельности образовательных учреждений по вопросам классного руководства. Изучение, обобщение и использование в педагогической практике передового опыта работы классных руководителей. повышение ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса ОУ.
Направления методического руководства процессом информатизации : Информационно-диагностическое ( анализ уровня готовности педагогов к использованию ИКТ, диагностика профессиональной компетентности) Организационно-методическое (организация и проведение семинаров различных типов и уровней, курсовой подготовки; развитие конкурсного движения, связанных с информатизацией образовательного процесса, взаимопосещение уроков и классных часов) Аналитическое (анализ возникающих затруднений, оценка и коррекция процесса информатизации) 8
Механизм реализации: С целью оказания научно-методической помощи, изучения потребностей классных руководителей созданы интернет -сайты на базе образовательных учреждений, блог классного руководителя, руководителя РМО Лариной С.В. На интернет-сайте МБУДОД ЦДОД имеется методическая копилка для классного руководителя oditelju/.Создан районный банк методических разработок лучших часов общения, распространение методического материала в помощь классному руководителю по различным темам на электронных носителях. oditelju/
10 Внеклассная работа с учащимися Использование ИКТ в работе классного руководителя и организации внеурочной деятельности Применение ИКТ в работе социально-психологической службы Организация проектно-исследовательской деятельности школьников Работа с родителями Использование информационно- коммуникационных технологий в воспитательной работе
11 Эффективность использования ИКТ в воспитательном процессе Экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов), доступность; Компактность (возможность накапливать информации на дискете, исключая накопление папок с информационным материалом); Наглядность, эстетичность; Возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты); Возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через выпуски школьной компьютерной газеты.
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ Интеренет-ресурсы Электронные справочники и энциклопедии Базы данных Фонотеки Видеотеки ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ НАГЛЯДНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ Сайты; Презентации; Издательская деятельность; Школьные газеты; Экспресс-материалы для стендов с использованием цифрового фотоаппарата и др. Игровые программы (викторины). Фотоальбомы в электронном виде; Сборники творческих работ учащихся и учителей в электронном виде; Видеоархив; Сайт; Создание базы данных на учащихся Анализ успеваемости Учёт посещаемости; Учёт индивидуальных достижений учащихся (портфолио); Обработка анкет Преобразование информации (устранение текста из песен, преобразование аудио-, видео- и фото- материалов и т.п. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ Гостевая книга; Электронная почта; Телемосты и телеконференции; Форумы и др. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ возможности использования
13 Достоинства ИКТ 1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным. 2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации. 3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий. 4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям. 5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры. 6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями. 7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса. 8. Повышают качество педагогического труда. 9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.
Ожидаемые результаты: научно-методическое информационное обеспечение деятельности ОУ по вопросам классного руководства; эффективное использование классными руководителями педагогических новаций в своей деятельности; совершенствование системы повышения профессионального мастерства классных руководителей; правовая и экономическая грамотность руководителя школьного методического объединения классных руководителей и классных руководителей ОУ; повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя; создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса с помощью использования информационных технологий; повышение качества образования; распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно-методических и научно- практических семинарах, конференциях, участие в интернет-форумах, эффективная работа сайта; повышение информационной культуры учащихся.
Возможные риски и пути их преодоления Возможные риски Пути их преодоления 1. Ухудшение здоровья учащихся и учителей: ослабление зрения, нарушение осанки. Выполнение требований Сан ПиН по освещенности, размещению компьютеров в кабинетах. Соблюдение режима работы за ПК. Использование в компьютерных классах специальной мебели. 2. Низкий процент использования ИКТ- технологий в повседневной педагогической деятельности в связи с недостаточной мотивацией учителей. Проведение семинаров, мастер-классов по обмену педагогическим опытом. Методические дни. Аттестация учителей. Система стимулирующих доплат и поощрений. 3. Низкая степень защищенности информации. Ограничение доступа. 4. Невыполнение программных мероприятий. Контроль над реализацией программы, анализ промежуточных результатов. 15
Вывод: Использование ИКТ вносит изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь – меняется роль ученика. Он становится активным участником образовательного процесса, партнёром учителя и классного руководителя. Школа превращается из места, где УЧАТ, в место, где УЧАТСЯ. Использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Классному руководителю XXI века нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса в рамках национального проекта «Образование». Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса. 16
Список литературы 1. Жернакова И.С., Саяфарова Н.А. Современные информационные технологии в профессиональном самоопределении учащихся. 2. Кашеварова Н.В. Использование ИКТ во внеурочной деятельности. 3. Коряпина И.Г. Использование ИКТ в профессиональном самоопределении обучающихся. 4. Парунина И.В. ИКТ в воспитательном процессе. 5. Плотникова А.Р. Использование информационных технологий в работе классного руководителя. 6. Смирнова О.В. Использование информационно- коммуникационных технологий во внеурочной деятельности с младшими школьниками. Интернет-сообщества учителей: «Сеть творческих учителей», «Прошколу», «Открытый класс», «Методисты», «Педсовет.орг», интернет-сайт «Классный руководитель XXI века» (
Авторы проекта «Роль ИКТ в деятельности классного руководителя» Ларина С.В., руководитель РМО классных руководителей, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Ташлинская СОШ» Яровая Ирина Николаевна, методист I квалификационной категории МБУДОД ЦДОД п.Тюльган