« Бюджетная система РФ » Тема 1. Содержание и значение государственного бюджета. Влияние бюджета на социально-экономические процессы. Бюджетная политика. Организационно-правовые основы построения бюджетной системы РФ. Бюджетное право. Внебюджетные фонды. Лекция-визуализация 1 Время: 2 часа Уважаемые студенты! В процессе данного занятия Вы должны изучить следующие вопросы: 1. Предмет и задачи курса Бюджетная система РФ. 2. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ. 3. Внебюджетные фонды, классификация и правовая основа функционирования внебюджетных фондов. Данное занятие предполагает самостоятельную отработку указанных вопросов, конспектирование их в рабочей тетради, выполнение задания, проверку преподавателем полноты и качества их с выставлением оценки в журнал.
Курс «Бюджетная система Российской Федерации» ориентирует на достижение следующих учебных целей: - формирование у студентов комплекса современных знаний о бюджетной системе РФ как о главном звене финансовой системы государства; - формирование умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности по исполнению полномочий по построению и организации функционирования бюджетной системы РФ. Предмет и задачи курса Бюджетная система РФ В процессе изучения дисциплины «Бюджетная система РФ» рассматриваются: 1) цели и задачи бюджетной системы; 2) функции бюджета; 3) уровни бюджетной системы; 4) принципы функционирования; 5) структуру бюджетов; 6) сущность бюджетного процесса. Дисциплина «Бюджетная система Российской Федерации» выступает логическим продолжением анализа системы экономических отношений, начатого в рамках изучения основ экономической теории, финансов и совместно с другими учебными дисциплинами призвана сформировать у будущих экономистов общее представление о сущности, роли и механизмах функционирования государственных финансов. Источниками изучения учебной дисциплины являются: бюджетное право, нормативно- правовые акты, научная и специальная литература, отечественный и зарубежный опыт.
Государственные финансы – важнейшая составляющая часть финансовой системы страны. Задача государственных финансов состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами, необходимыми для выполнения экономических, социальных и политических функций. Отдельными составными частями государственных финансов в целом являются: бюджеты разных уровней государственного управления; финансы государственных предприятий. внебюджетные фонды; государственный кредит; Государственный бюджет – это основной элемент государственных финансов, план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ
Элементами единой бюджетной системы являются бюджеты разных уровней государственного управления: консолидированный бюджет федеральный бюджет территориальные бюджеты В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: Консолидированный бюджет Российской Федерации – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты. Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.
Государственный бюджет позволяет государству сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Он является законодательно установленной финансовой базой государства, основным финансовым планом образования и использования бюджетного фонда. Основные показатели государственного бюджета строятся исходя из потребностей экономики и в соответствии с задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития. С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований. Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов.
Бюджет выполняет следующие задачи: · перераспределение ВВП; · контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств. · государственное регулирование и стимулирование экономики; · финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства; Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: 1) образование доходов бюджета; 2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).
Государственный бюджет Принципы построения Система Функции Фискальный федерализм Федеральный бюджет Фискальная Демократич еский централизм Бюджет субъектов федерации Местные бюджеты Социальная Экономического регулирования Бюджетная система – совокупность используемых в стране бюджетов, основанных на определенных принципах и нормах правах, с учетом государственного устройства. Свод бюджетов всех уровней, от местного до федерального, образует консолидированный бюджет. Государственный бюджет – централизованный фонд денежных средств, которым располагает правительство для реализации функций государства. Перераспределение средств посредством бюджета осуществляется в форме доходов и расходов.
Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации следующие: · единство бюджетной системы; · разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; · самостоятельность бюджетов разных уровней; · полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; · сбалансированность бюджета; · эффективность и экономность использования бюджетных средств; · общее покрытие расходов бюджета; · гласность; · достоверность бюджета; · адресность и целевой характер использования бюджетных средств. С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики; поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности; выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны; преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан.
Государство в современной экономике выполняет ряд важных регулирующих функций, которые не могут быть возложены на другие общественные институты. В зависимости от типа государственного устройства, уровня развития страны и ее национальных особенностей формы и методы их реализации могут существенно отличаться. Однако можно выделить и универсальные функции государства, характерные для различных экономических систем. К их числу относятся: 1) правовая функция; 2) функция распределения; 3) функция перераспределения; 4) функция стабилизации. Правовая функция государства заключается в создании, развитии и поддержании правовых основ функционирования экономики. Государство устанавливает общеобязательные правила поведения экономических субъектов, закрепляет их в форме законов и других нормативно-правовых актов, а также осуществляет контроль за их соблюдением. Развитая правовая база обеспечивает стабильность хозяйственной деятельности и придает отношениям рыночных субъектов долгосрочный характер. Государство гарантирует соблюдение прав собственности, законодательно регулирует статус различных субъектов рынка, определяет их взаимные права и обязанности. Для приведения экономических отношений в соответствие с требованиями законодательства государственные власти применяют различные виды санкций, реализуя тем самым исполнение законов. К правовой функции государства относится также поддержание традиций, формирование в обществе уважения к законам и преодоление правового нигилизма. Государственная политика может эффективно реализовываться только в условиях общественного одобрения действий власти. Законодательство должно быть не только тщательно разработано, оно должно осознаваться обществом как легитимное.
Основные внебюджетные фонды в РФ Фонды социального страхования Пенсионный фонд Фонды обязательного медицинского страхования Внебюджетные фонды – особая форма использования денежных средств, привлекаемая помимо бюджета, для финансирования различных государственных задач. Внебюджетные фонды, классификация и правовая основа функционирования внебюджетных фондов Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В российской практике государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов рассматриваются в органах законодательной власти вместе с пакетом документов, представляемых одновременно с проектом федерального бюджета на соответствующий год. В соответствии с Бюджетным кодексом, федеральные законы, утверждающие бюджеты внебюджетных фондов, должны утверждаться Федеральным Собранием одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов осуществляет Министерство финансов РФ.
Пенсионный фонд РФ Основная задача данного фонда аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда на цели обязательного пенсионного законодательства. Пенсионный фонд вместе со своими территориальными органами составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. Бюджет Пенсионного фонда формируется за счет: 1) страховых взносов; 2) средств федерального бюджета; 3) сумм пеней и иных финансовых санкций; 4) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; 5) добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; 6) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Фонд социального страхования Фонд социального страхования действует как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Управление Фондом возложено на Правление фонда и его председателя. Председатель и его заместители назначаются Правительством РФ. Среди основных задач фонда: - обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное оздоровление работников и членов их семей и др. цели государственного социального страхования; - участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования. Основную часть доходов фонда составляют поступления от единого социального налога и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фонд обязательного медицинского страхования Медицинское страхование является одной из форм социально защиты населения в случае утраты здоровья. Цель медицинского страхования гарантия гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных государством средств и финансирование профилактических мероприятий. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) источник, в котором аккумулируются средства для осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием. Основным доходным источником является единый социальный налог. Кроме того, доходы бюджета ФОМС составляют поступления от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и др. Основную часть расходов ФОМС составляют расходы на выравнивание финансовых условий территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которым принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. В число основных функций территориальных фондов входят аккумулирование средств на обязательное медицинское страхование, учет страховых взносов и платежей, контроль за их полным и своевременным перечислением плательщикам, финансирование программ обязательного медицинского страхования на территории. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются по решению органов государственной власти субъектов РФ для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Уважаемый студент! Вы изучили и законспектировали основное содержание темы занятия, изложенное в кратких тезисах. В целях самоконтроля выполните следующие задания: 1. В рабочую тетрадь перенесите содержание указанной таблицы. 2. Дайте определения сущности указанным в таблице понятиям и категориям. 3. В рабочей тетради запишите содержание выполненного задания. 1. Укажите понятие - Государственные финансы. 2. Как Вы понимаете - Консолидированный бюджет Российской Федерации? 3. Раскройте принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации. 4. Что включает в себя государственный внебюджетный фонд?
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Романовский М.Ф. Бюджетная система РФ. Учебник. М.: Юрайт, Нешитой А.С. Бюджетная система. Учебник. М.: Дашков и К, Александров И.М. Бюджетная система РФ. Учебник. М.: Финансист, Дополнительная: 1. Баракин А.А., Скачков Н.А. Учебно-методический комплекс. М.: ИФЭП ОЗ, Врублевская Д.В. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. М.: Юрайт, Алексеев В.В Бюджетная система РФ. Конспект лекций
Спасибо за работу. Занятие закончено. Успехов в учёбе