Национальная система квалификаций – назначение, принципы разработки, роль в модернизации профессионального образования Центр изучения проблем профессионального образования, Национальный офис программы Tempus в России
2 Общие положения Общие положения
3 Базовое понятие Национальная система квалификаций - совокупность механизмов правового и институционального регулирования квалификаций работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения Национальная система квалификаций - совокупность механизмов правового и институционального регулирования квалификаций работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения
4 Национальная система квалификаций Включает в себя: Классификаторы рынка труда (по областям профессиональной деятельности) Классификаторы рынка труда (по областям профессиональной деятельности) Профессиональные и квалификационные стандарты Профессиональные и квалификационные стандарты Национальную рамку квалификаций Национальную рамку квалификаций Отраслевые Советы (мониторинг развития отрасли и прогнозы, разработка профессиональных и квалификационных стандартов, согласование образовательных стандартов и требований к оценке Отраслевые Советы (мониторинг развития отрасли и прогнозы, разработка профессиональных и квалификационных стандартов, согласование образовательных стандартов и требований к оценке Национальный орган по вопросам развития квалификаций (для обеспечения качества квалификаций) Национальный орган по вопросам развития квалификаций (для обеспечения качества квалификаций) Органы по сертификации квалификаций Органы по сертификации квалификаций
5 Назначение НСК Формирование «рынка квалификаций» (на котором «ценность» работника определяется его реальной квалификацией) и вытеснение существующего «рынка дипломов» (на котором ценность работника определяется дипломом о завершении курса обучения в учебном заведении). Формирование «рынка квалификаций» (на котором «ценность» работника определяется его реальной квалификацией) и вытеснение существующего «рынка дипломов» (на котором ценность работника определяется дипломом о завершении курса обучения в учебном заведении). Устранение рассогласованности между специальностями, квалификациями и потребностями рынка труда, подсистемами образования (высшего образования, непрерывного профессионального образования, общего среднего образования, начального и среднего профессионального образования, неформального образования). Устранение рассогласованности между специальностями, квалификациями и потребностями рынка труда, подсистемами образования (высшего образования, непрерывного профессионального образования, общего среднего образования, начального и среднего профессионального образования, неформального образования).
6 Ценность НСК НСК предоставляет: НСК предоставляет: –лицам, отвечающим за разработку политики в сфере образования и обучения данные для формирования образовательных программ, включая программы непрерывного профессионального образования и обучения, рычаги управления этой системой; данные для формирования образовательных программ, включая программы непрерывного профессионального образования и обучения, рычаги управления этой системой; –органам по обеспечению качества способы и методы точного определения требований к свидетельствам и дипломам; способы и методы точного определения требований к свидетельствам и дипломам; методы создания и признания минимальных стандартов, отвечающих потребностям сферы труда; методы создания и признания минимальных стандартов, отвечающих потребностям сферы труда; средства мониторинга системы квалификаций; средства мониторинга системы квалификаций;
7 Ценность НСК НСК предоставляет: НСК предоставляет: –работодателям надежные индикаторы для понимания уровня компетенций у кандидатов на рабочие места и работников; надежные индикаторы для понимания уровня компетенций у кандидатов на рабочие места и работников; ясные ориентиры при сопоставлении квалификаций; ясные ориентиры при сопоставлении квалификаций; средства выявления недостатка в компетенциях и потребностей в обучении (формальном и неформальном, включая обучение на рабочем месте); средства выявления недостатка в компетенциях и потребностей в обучении (формальном и неформальном, включая обучение на рабочем месте); индикаторы качества квалификаций и их значимости на национальном уровне; индикаторы качества квалификаций и их значимости на национальном уровне; –работникам возможность обоснованно планировать собственное обучение и карьеру; возможность обоснованно планировать собственное обучение и карьеру;
8 Ценность НСК НСК предоставляет: НСК предоставляет: –обучающим организациям информацию об: информацию об: –признаваемых на национальном уровне квалификациях, –механизмах обеспечения качества; –механизмах взаимодействия с работодателями, на основании которых они могут четко формулировать цели программ обучения и методы оценки.
9 Ценность НСК НСК– это: НСК– это: –средство насыщения рынка труда работниками необходимых квалификаций –многомерная, «объемная» структура, вмещающая в себя постоянно обновляемые квалификации, понимаемые как официально подтвержденное соответствие выполнять определенную трудовую деятельность согласно установленным стандартам При этом: сами квалификации диктуются и формализуются сферой труда, а образование должно на этой основе принимать решения о собственных стандартах и программах сами квалификации диктуются и формализуются сферой труда, а образование должно на этой основе принимать решения о собственных стандартах и программах имеет значение не то, где осваиваются квалификации, а конечные результаты их освоения имеет значение не то, где осваиваются квалификации, а конечные результаты их освоения
10 Международные тенденции НСК формируются во всем мире для: НСК формируются во всем мире для: –повышения качества и производительности труда, –максимального вовлечения в рынок труда граждан (старший возраст, безработные) граждан (старший возраст, безработные) не граждан/мигрантов не граждан/мигрантов Двойной вектор – экономический и социальный Двойной вектор – экономический и социальный
11 Международные тенденции Переход к единым интегрированным национальным системам профессиональных стандартов и квалификаций Переход к единым интегрированным национальным системам профессиональных стандартов и квалификаций Разработка образовательных стандартов на основе профессиональных и квалификационных стандартов Разработка образовательных стандартов на основе профессиональных и квалификационных стандартов Разработка национальных рамок квалификаций (НРК) Разработка национальных рамок квалификаций (НРК) Соотнесение национальных квалификаций с зарубежными Соотнесение национальных квалификаций с зарубежными Использование результатов обучения как связующего звена между образованием и трудовой деятельностью Использование результатов обучения как связующего звена между образованием и трудовой деятельностью Официальное признание неформального и спонтанного обучения Официальное признание неформального и спонтанного обучения
12 Факторы, обуславливающие формирование НСК Экономические Экономические Демографические Демографические Миграция Миграция Социальные и культурные Социальные и культурные Потребности обучающихся Потребности обучающихся Технологические изменения Технологические изменения
13 Важно Повсеместно формирование НСК регулируется ГОСУДАРСТВОМ, поскольку именно государство несет ответственность за конкурентоспособность страны и социальную защиту граждан Повсеместно формирование НСК регулируется ГОСУДАРСТВОМ, поскольку именно государство несет ответственность за конкурентоспособность страны и социальную защиту граждан Это выражается в различных правовых форматах, определяющих обязанности различных заинтересованных сторон, организационные и институциональные механизмы, и в предоставлении необходимого финансирования Это выражается в различных правовых форматах, определяющих обязанности различных заинтересованных сторон, организационные и институциональные механизмы, и в предоставлении необходимого финансирования
14 Ключевые слова квалификации квалификации результаты обучения результаты обучения национальная система квалификаций национальная система квалификаций национальная рамка квалификаций национальная рамка квалификаций профессиональные и квалификационные стандарты профессиональные и квалификационные стандарты
15 Квалификация (определение) Квалификация - официальный результат процесса оценки результатов обучения, подтверждающий соответствие определенному стандарту (профессиональному стандарту) и готовность работника к качественному выполнению трудовой деятельности
16 Чем измеряется квалификация? Теми знаниями, умениями, опытом (компетенциями), которые может продемонстрировать человек и которые получили название результаты обучения Теми знаниями, умениями, опытом (компетенциями), которые может продемонстрировать человек и которые получили название результаты обучения
17 Результаты обучения Утверждения относительно того, что знает, понимает и/или способен делать человек после завершения обучения (формального, неформального, спонтанного)
18 Что дает использование результатов обучения Возможность системного описания «выходных требований», значимых для рынка труда (в форме профессиональных и квалификационных стандартов), на основе которых формируются образовательные стандарты и программы и требования к оценке Возможность системного описания «выходных требований», значимых для рынка труда (в форме профессиональных и квалификационных стандартов), на основе которых формируются образовательные стандарты и программы и требования к оценке Возможность сформировать принципиально новые квалификации и обеспечить их преемственность Возможность сформировать принципиально новые квалификации и обеспечить их преемственность Сопоставимость квалификаций на международном уровне Сопоставимость квалификаций на международном уровне
19 Ядро НСК Национальная рамка квалификаций (НРК) – классификация, структурированное по уровням описание квалификаций, признаваемых на национальном и международном уровнях. Национальная рамка квалификаций (НРК) – классификация, структурированное по уровням описание квалификаций, признаваемых на национальном и международном уровнях. Средство согласования спроса и потребности в квалификациях. Средство согласования спроса и потребности в квалификациях. Служит для измерения и сопоставления результатов обучения и устанавливает соотношение дипломов, свидетельств и иных документов, подтверждающих завершение образования и обучении. Служит для измерения и сопоставления результатов обучения и устанавливает соотношение дипломов, свидетельств и иных документов, подтверждающих завершение образования и обучении. Профессиональные квалификации подразделяются на уровни. Количество уровней устанавливается по взаимному согласованию интересов всех заинтересованных сторон. Профессиональные квалификации подразделяются на уровни. Количество уровней устанавливается по взаимному согласованию интересов всех заинтересованных сторон.
20 Национальная рамка квалификаций: позволяет обоснованно классифицировать имеющиеся (или новые) квалификации; позволяет обоснованно классифицировать имеющиеся (или новые) квалификации; предполагает модернизацию существующих путей и способов освоения и присуждения квалификаций; предполагает модернизацию существующих путей и способов освоения и присуждения квалификаций; обеспечивает: обеспечивает: –повышение качества квалификаций; –расширение доступа к получению квалификаций; –преемственность и официальное признание квалификаций как выпускников системы профессионального образования, так и действующих работников. Попытка «привязать» НРК к существующим уровням образования – контрпродуктивна! Это, по сути, просто замена одних названий другими.
21 Важно НРК не является: НРК не является: Табличным форматом самоописания системой образования собственной структуры. Табличным форматом самоописания системой образования собственной структуры. НРК – многомерная конструкция, состоящая из квалификаций различного уровня по видам и областям профессиональной/трудовой деятельности, которая находится в постоянном развитии в зависимости от изменений спроса со стороны сферы труда
22 Условие формирования НРК Формируя рынок квалификаций, нужно реально оценивать как потребности рынка труда в квалификациях различных уровней (так, как это нужно рынку труда), так и потребности различных категорий граждан в образовании и обучении. Формируя рынок квалификаций, нужно реально оценивать как потребности рынка труда в квалификациях различных уровней (так, как это нужно рынку труда), так и потребности различных категорий граждан в образовании и обучении. Для информации: Для информации: –Во всем мире ведется постоянное отслеживание таких потребностей, и в зависимости от этого вводятся новые квалификации и программы. Именно так в разных странах введены квалификации прикладного бакалавра, которые имеют разные названия (Австралия, Великобритания, Франция и т.д.). Также введены квалификации для лиц, нуждающихся в промежуточных квалификациях для успешного поступления на программы высшего академического образования и т.д.. Т.е. квалификации нужны для расширения доступа к образованию и обучению для всех категорий граждан.
23 Ситуация в России и попытка постановки задач на перспективу Ситуация в России и попытка постановки задач на перспективу
24 Рассогласованность Между квалификациями, присутствующими на рынке труда, которые получены после окончания формального образованиями, и теми квалификациями, которые реально нужны рынку труда/рабочим местам. Между квалификациями, присутствующими на рынке труда, которые получены после окончания формального образованиями, и теми квалификациями, которые реально нужны рынку труда/рабочим местам.
25 Рассогласованность Другими словами, имеющиеся в распоряжении государства, системы образования и фирм инструменты устранения рассогласованности, направленные на корректировку объемов, структуры и качества образования «не работают», поскольку не устраняется более глубинная рассогласованность, а именно между: знаниями, умениями, опытом, которыми оснащает будущего работника система образования и теми требованиями, которые предъявляют имеющиеся и проектируемые рабочие места
26 Традиционный подход Объемы подготовки кадров не соответствуют спросу экономики Объемы подготовки кадров не соответствуют спросу экономики – Нужны рабочие, а готовят бакалавров и магистров Структура подготовки на соответствует спросу экономики Структура подготовки на соответствует спросу экономики – Нужны инженеры, готовят экономистов и юристов Качество подготовки не соответствует спросу экономики Качество подготовки не соответствует спросу экономики –Выпускники НПО, СПО, ВО не справляются с трудовыми обязанностями без дополнительного обучения, которое обходится дорого Экономика вяло реагирует на призывы : скажите, кто вам нужен? Фирмы используют свои, контролируемые ими, инструменты адаптации и коррекции провалов образовательного и кадрового рынка
27 Стратегический подход Определить требования к квалификациям, необходимым для перехода к более конкурентоспособной, инновационной и основанной на знаниях экономике. Определить требования к квалификациям, необходимым для перехода к более конкурентоспособной, инновационной и основанной на знаниях экономике. Для чего – сформировать профессиональные и квалификационные стандарты и механизмы их поддержания, обновления и использования. Для чего – сформировать профессиональные и квалификационные стандарты и механизмы их поддержания, обновления и использования.
28 Стратегический подход Другими словами – сформировать национальную системы квалификаций в стране. Другими словами – сформировать национальную системы квалификаций в стране.
29 Что мешает? Отсутствие необходимого правового и институционального поля - Отсутствие законодательного регулирования НСК/НРК - Отсутствие государственного регулирования в части создания институциональных механизмов системы квалификаций (распределение ответственности за разработку и утверждение профессиональных и квалификационных стандартов, статус организаций по разработке, утверждению, поддержанию и признанию квалификаций и т.д.)
30 Что нужно для формирования НСК Ключевое условие: Принятие решений на государственном уровне относительно формирования необходимого правового поля и распределения ответственности в части регулирования НСК Принятие решений на государственном уровне относительно формирования необходимого правового поля и распределения ответственности в части регулирования НСК Важно: НСК – коллективная ответственность государства и бизнеса. Важно: НСК – коллективная ответственность государства и бизнеса.
31 Что нужно для формирования НСК. Системные составляющие. ПРАВОВОЕ ПОЛЕ и ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛЕ и ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Новый общероссийский справочник/классификатор профессий/занятий: Новый общероссийский справочник/классификатор профессий/занятий: –профессии/занятия сгруппированы по областям профессиональной деятельности и уровням квалификации вместо существующего ЕТКС и Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих. вместо существующего ЕТКС и Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих. Профессиональные и квалификационные стандарты Профессиональные и квалификационные стандарты Каталог квалификаций, ранжированных по уровням, по каждой области профессиональной деятельности с указанием результатов необходимого образования и обучения (компетенций) в виде каталога программ обучения. Каталог квалификаций, ранжированных по уровням, по каждой области профессиональной деятельности с указанием результатов необходимого образования и обучения (компетенций) в виде каталога программ обучения.
32 Системные составляющие НСК Утвержденный порядок/общественный институт разработки (отраслевые организации работодателей) и признания (отдельная структура) профессиональных и квалификационных стандартов по видам экономической деятельности/ областям профессиональной деятельности. Утвержденный порядок/общественный институт разработки (отраслевые организации работодателей) и признания (отдельная структура) профессиональных и квалификационных стандартов по видам экономической деятельности/ областям профессиональной деятельности. Система обеспечения качества квалификаций Система обеспечения качества квалификаций –включающая в себя процедуры их разработки, обновления и утверждения) Процедуры оценки и подтверждения, т.е. сертификации/валидации квалификаций граждан Процедуры оценки и подтверждения, т.е. сертификации/валидации квалификаций граждан
33 Институциональные составляющие НСК Отраслевые Советы, имеющие соответствующий мандат и государственное со-финансирование (могут формироваться отраслевыми министерствами) Отраслевые Советы, имеющие соответствующий мандат и государственное со-финансирование (могут формироваться отраслевыми министерствами) Национальный орган по вопросам развития квалификаций Национальный орган по вопросам развития квалификаций Органы по присвоению и сертификации квалификаций (разные для системы образования и для рынка труда) Органы по присвоению и сертификации квалификаций (разные для системы образования и для рынка труда)
34 Необходимые условия разработки НСК Структурированное и регулируемое участие всех заинтересованных сторон Структурированное и регулируемое участие всех заинтересованных сторон Системная координация между национальными министерствами (образования, труда, отраслевыми министерствами) и организациями работодателей Системная координация между национальными министерствами (образования, труда, отраслевыми министерствами) и организациями работодателей
35 Возможный алгоритм сформировать необходимое правовое поле (закон о профессиях и НСК, классификаторы рынка труда, …) сформировать необходимое правовое поле (закон о профессиях и НСК, классификаторы рынка труда, …) сформировать необходимые институциональные механизмы (отраслевые советы, органов по сертификации, институт развития квалификаций и т.д.), сформировать необходимые институциональные механизмы (отраслевые советы, органов по сертификации, институт развития квалификаций и т.д.), внедрить механизмы прогнозирования спроса на квалификации внедрить механизмы прогнозирования спроса на квалификации определить типологию квалификаций на национальном уровне (координация) и описать уровни в терминах результатов, а не «входных» параметров (прозрачность); определить типологию квалификаций на национальном уровне (координация) и описать уровни в терминах результатов, а не «входных» параметров (прозрачность); создать информационную инфраструктуру, сеть консультационных служб и служб по профориентации; создать информационную инфраструктуру, сеть консультационных служб и служб по профориентации;
36 Возможный алгоритм определить вместе с работодателями направления подготовки, соответствующие областям профессиональной деятельности и сформировать базу данных требований к программам различных уровней квалификации, определить вместе с работодателями направления подготовки, соответствующие областям профессиональной деятельности и сформировать базу данных требований к программам различных уровней квалификации, разработать механизмы переноса и накопления частичных квалификаций (зачетных единиц), разработать механизмы переноса и накопления частичных квалификаций (зачетных единиц), разработать и внедрить механизмы оценки и сертификации квалификаций, позволяющие оценивать единицы квалификации и компетенции, освоенные в процессе труда/неформального образования, разработать и внедрить механизмы оценки и сертификации квалификаций, позволяющие оценивать единицы квалификации и компетенции, освоенные в процессе труда/неформального образования, подготовить экспертов для системы квалификаций. подготовить экспертов для системы квалификаций.
37 В заключение Разработка НРК и НСК - долгосрочный проект, требующий наличия: Разработка НРК и НСК - долгосрочный проект, требующий наличия: –инфраструктуры, –консультаций, –управления, –финансов, –координации политики, проводимой различными министерствами и органами власти
38 Международный опыт разработки НРК Разработка НРК охватывает 120 стран Разработка НРК охватывает 120 стран Примеры стран Европы Примеры стран Европы –Разработка концепции и структуры рамки Бельгия (Валлония), Италия, Нидерланды, Норвегия, Словакия, Швеция, Германия, Австрия, Испания, Румыния, Словения, Турция, Латвия, Венгрия, Исландия, Польша Бельгия (Валлония), Италия, Нидерланды, Норвегия, Словакия, Швеция, Германия, Австрия, Испания, Румыния, Словения, Турция, Латвия, Венгрия, Исландия, Польша –Консультации и пилотирование: Германия, Австрия, Финляндия Германия, Австрия, Финляндия –Законодательное признание/внедрение: Бельгия (Фландрия), Эстония, Литва, Мальта, Португалия, Финляндия, Хорватия, Чехия, Испания(есть указ, идет разработка), Дания (внедрение без нового законодательства) Бельгия (Фландрия), Эстония, Литва, Мальта, Португалия, Финляндия, Хорватия, Чехия, Испания(есть указ, идет разработка), Дания (внедрение без нового законодательства) –Пересмотр ранее существовавшей рамки и практическое использование: Ирландия, Великобритания, Франция Ирландия, Великобритания, Франция Международный опыт: Международный опыт: –Австралия, Канада, Гонконг, Индия, Малайзия, Маврикий, Мексика, Монголия, Мозамбик, Намибия, Новая Зеландия, Филиппины, Пакистан, Российская Федерация, Сингапур, ЮАР, Южная Корея, Шри-Ланка, Таиланд, Тринидад и Тобаго, ОАЭ, Вьетнам
39 Европейская рамка квалификаций Инструмент сравнения квалификаций Инструмент сравнения квалификаций «Система координат», в основе которой лежат результаты обучения «Система координат», в основе которой лежат результаты обучения Мета-рамка Мета-рамка
40 Европейская рамка квалификаций Задает общую систему координат на основе результатов обучения и их уровней Задает общую систему координат на основе результатов обучения и их уровней Дает возможность определять и сравнивать различные результаты обучения Дает возможность определять и сравнивать различные результаты обучения Служит общим ориентиром для обеспечения качества и развития образования и обучения Служит общим ориентиром для обеспечения качества и развития образования и обучения Создает ориентиры для создания отраслевых квалификаций Создает ориентиры для создания отраслевых квалификаций Является катализатором перемен на европейском, национальном и отраслевом уровнях в контексте обучения в теснение жизни Является катализатором перемен на европейском, национальном и отраслевом уровнях в контексте обучения в теснение жизни
41 ЕСК уровень 1 ЕСК уровень 2 ЕСК уровень 3 ЕСК уровень 4 ЕСК уровень 5 ЕСК уровень 6 ЕСК уровень 7 ЕСК уровень 8 Страна A Страна B К К К НСК / NQ S К К К К
42 Публикации. Принципы и процедуры разработки национальной рамки квалификации
43 Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда Вышла в 2009 г. Вышла в 2009 г. Распространялась на конференции министров образования стран СНГ (март 2009 г.) Распространялась на конференции министров образования стран СНГ (март 2009 г.)
44 Опыт европейских стран в реализации признания неформального и спонтанного обучения
45 Публикации. Методическое пособие Отраслевая рамка квалификаций Отраслевая рамка квалификаций Практическое применение профессиональных стандартов Практическое применение профессиональных стандартов Методика и процедуры разработки профстандартов Методика и процедуры разработки профстандартов Перевод профстандартов в образовательные стандарты и модульные программы, основанные на компетенциях Перевод профстандартов в образовательные стандарты и модульные программы, основанные на компетенциях Особенности обучения по модульным программам, основанным на компетенциях Особенности обучения по модульным программам, основанным на компетенциях
46
47 Спасибо за внимание! Центр изучения проблем профессионального образования Москва, ул. Гончарная 27/6, офис 104 Тел.: Факс: