«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К.Д.Ушинский
Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций Утверждена Правительством РФ 28 мая 2014 г 3241 п-П8
Создана на основе принятых ранее федеральных программно-целевых документах: Государственной программы РФ «Развитие образования» на годы Государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» Федеральной целевой программы развития образования на годы Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)(воспитатель, учитель)»
Зачем нужна комплексная программа Необходимость построения целостной программы взаимосвязанных изменений оценки и оплаты труда педагогических работников, процедур сертификации квалификаций, аттестации, базирующихся на: содержании и требованиях профессионального стандарта педагога изменении системы педагогического образования, подготовки и переподготовки педагогических работников, повышения их квалификации и переподготовки повышении социального статуса и престижа учительской профессии
Актуальность проблемы, на разрешение которых нацелено действие программы Несоответствие требований профессионального стандарта профессиональной деятельности значительного числа педагогов Безадресный и персонифицированный характер значительной части повышения квалификации Несоответствие между профессиональными образовательными программами и требованиями профессионального стандарта Отсутствие институализированных форм проверки качества подготовки выпускников Отсутствие системы привлечения в профессию лиц мотивированных к педагогической деятельности Недостаточность профориентационной работы школы по развитию у учащихся мотивации к будущей педагогической деятельности Отсутствие эффективных каналов медийной коммуникации и РR-сопровождения успешной профессиональной деятельности в сфере образования Отсутствие в профессиональной деятельности педагогических работников четких принципов построения карьеры Отсутствие взаимосвязи между квалификацией педагогического работника, качеством и результатам его профессиональной деятельности и оплатой труда
Концепция и содержание Направлена на повышение конкурентоспособности российской школы, создания нового качества образования через повышение качества работы педагога и его профессионального уровня Включает в себя 4 направления : Модернизация педагогического образования Переход к эффективном у контракту Повышение престижа профессии Переход к профессиональному стандарту
Подпрограмма 1 Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Цель подпрограммы :обеспечение перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях действия профессионального стандарта. Задачи подпрограммы: организация переподготовки и повышения квалификации педагогических работников общего образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога; формирование системы аттестации педагогических работников общего образования на основе профессионального стандарта педагога.
Основные мероприятия подпрограммы : разработка и апробация программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в соответствии с профессиональным стандартом педагога, ( годы); проведение повышения квалификации или переподготовки педагогических работников в соответствии с профессиональным разработка и внедрение новых персонифицированных моделей повышения квалификации на основе профессионального стандарта педагога ( годы); разработка, апробация и внедрение пакета типовых документов общеобразовательной организации, работающей в условиях профессионального стандарта педагога; формирование должностных обязанностей педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога ( годы); разработка и апробация методики оценки соответствия педагогических работников уровню профессионального стандарта педагога в процессе аттестации ( годы); разработка нормативной правовой базы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога ( годы); обеспечение перехода и внедрение системы аттестации педагогических работников общего образования на основе требований профессионального стандарта педагога ( годы).
Подпрограмма 2 «Модернизация педагогического образования» Цель подпрограммы: обеспечение подготовки в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Задачи подпрограммы: изменение содержания федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ по направлениям укрупненной группы направлений подготовки и специальностей "Образование и педагогические науки" и технологий обучения в целях учета требований нового профессионального стандарта педагога, обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; апробация обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ и обеспечение к 2020 году их внедрения в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы в рамках укрупненной группы направлений подготовки и специальностей "Образование и педагогические науки
Основные мероприятия подпрограммы: разработка и апробация федеральных государственных образовательных стандартов и основных профессиональных образовательных программ по направлениям укрупненной группы направлений подготовки и специальностей "Образование и педагогические науки" с учетом соответствующих положений профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ( годы); реализация моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и общеобразовательных организаций, направленных на реализацию педагогических программ бакалавриата разработка программ многопрофильного бакалавриата на основе федеральных государственных образовательных стандартов нового типа ( годы); апробация моделей подготовки кадров в ходе разработки основных образовательных программ магистратуры ( годы); разработка и апробация модели получения педагогического образования лицами, не имеющими педагогического образования, но мотивированными к педагогической деятельности, на программах магистратуры практической направленности ( годы).
Подпрограмма 3. Переход к эффективному контракту Цель подпрограммы: реализация во всех общеобразовательных организациях эффективной кадровой политики, основывающейся на эффективном контракте с педагогическими работниками, обеспечивающей сбалансированные расходы в сфере общего образования в средне- и долгосрочном периоде (в рамках подушевого финансирования и с учетом значительного увеличения численности обучающихся). Задачи подпрограммы: разработка и внедрение примерных форм трудовых договоров с педагогическим работником; уточнение и установление отраслевых норм труда на основе профессионального стандарта педагога, обеспечивающих эффективную реализацию федеральных государственных образовательных стандартов; подготовка, апробация и внедрение примерных программ дополнительного профессионального образования (курсовой подготовки) для руководителей образовательных организаций по вопросам разработки и реализации эффективной кадровой политики на основе эффективного контракта.
Основные мероприятия подпрограммы методическое сопровождение и мониторинг реализации региональных "дорожных карт" в части мероприятий по переходу на эффективный контракт ( годы); обеспечение с участием Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации методического сопровождения перехода на эффективный контракт в образовательных организациях (ноябрь 2014 г.); выявление потребности в разработке новых и пересмотре действующих типовых норм труда, постановка задач по разработке по видам типовых норм труда (июнь - сентябрь 2014 г.); апробация проектов типовых отраслевых норм труда, обсуждение их с профессиональными союзами, согласование с Минтрудом России (IV квартал 2014 г. -1 полугодие 2015 г.); актуализация действующих норм рабочего времени педагогических работников (до августа 2015 г.); информационное сопровождение введения эффективного контракта ( годы).
Подпрограмма 4. Повышение престижа профессии Цель подпрограммы: повышение престижа профессии педагога в профессиональной среде и в обществе. Задачи подпрограммы: создание условий для профессионально-общественной оценки профессионального уровня педагога; мониторинг и распространение лучших практик повышения социального статуса педагогов и механизмов, стимулирующих развитие системы социальных мер поддержки педагогов, в субъектах Российской Федерации; информационное сопровождение мероприятий, направленных на повышение социального статуса педагога и престижа педагогической профессии.
Основные мероприятия подпрограммы: разработка и внедрение мер эффективной поддержки профессиональных конкурсов как инструментов повышения социального статуса педагога для разных категорий педагогических работников ( годы); разработка и внедрение мер по вовлечению предметных ассоциаций педагогов, советов молодых педагогов и других профессиональных объединений в работу по повышению престижа педагогических профессий ( годы); разработка и реализация комплекса мероприятий социальной рекламы, направленной на повышение социального статуса педагога, формирование уважительного отношения со стороны общества к профессиональной деятельности педагога ( годы); разработка и реализация мер по стимулированию существующих и созданию новых радио и телевизионных проектов, а также серии публикаций в печатных и интернет СМИ об успешной профессиональной деятельности педагога ( годы); разработка и реализация предложений по формированию государственного заказа на издательскую и кинопродукцию об успешной профессиональной деятельности педагога ( годы).
Разработка первоочередных мер по реализации комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» Основные мероприятия программы Уровни реализации педагогинституциональныймуниципальныйрегиональный