Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований Заведующий МКДОУ детским садом «Огонек» р.п. Линево Долгополова М.В. 2013
Нормативно - правовое обеспечение реализации ФГТ: закон РФ «Об образовании»; приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (письмо от ).
ФГТ- «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Что такое ФГТ?
Цель методической работы обеспечение профессиональной готовности педагогов к реализации ФГТ в ДОУ Направления информационно-аналитическое сопровождение деятельности ДОУ повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации ОП в соответствии с ФГТ организация профессионального общения педагогов изучение инновационного опыта по реализации ФГТ методическая поддержка педагогов и ДОУ.
Образовательная программа в освоении и реализации ФГТ В Законе Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (пункт 5 статьи 14).
Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
В ФГТ установлено: Объем обязательной части программы, должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации всей программы. Остальные 20% отводятся для части программы формируемой участниками образовательного процесса.
Две группы требований: Это требования к структуре программы дошкольного образования. Требования к условиям ее реализации.
В ФГТ указано: Одним из обязательных разделов программы ДОУ должен являться раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Не ЗУНы, а качества! ЗУНы знания, умения, навыки. Качества физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.
Не «занятие», а занимательное дело-игра! Ведущими видами детской деятельности стали: Игровая; Коммуникативная; Двигательная; Познавательно-исследовательская; Трудовая; Музыкально-художественная; Продуктивная и др.
Обязательность заявленным в ФГТ принципам: Принцип развивающего образования целью которого является развитие ребенка; Принцип необходимости и достаточности решать цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»; Принцип интеграции - в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Комплексно-тематический принцип усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий; Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности, в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей; Взаимодействие с родителями родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте; Основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования.
Ожидаемый результат или новые стратегические ориентиры с «плюсом»: Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной. Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы и др. Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для дошкольников за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка. Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения. Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.
Таким образом, внедрение ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем…» Конфуций.