МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ЮРИСПРУДЕНЦИИ 23 мая 2014 Совместное заседание УМО по юридическому.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по направлению подготовки «Юриспруденция» и учёт её результатов И.С. Щепанский.
Advertisements

26 июня 2015 года А.А. СВИСТУНОВ. Общественная аккредитация образовательных организаций Профессионально- общественная аккредитация образовательных программ.
Общественная аккредитация образовательных организаций и программ в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы развития Ректор Регионального.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Взаимодействие библиотечной практики и профессионального образования как условие подготовки компетентных специалистов библиотечно- информационной сферы.
А.А. Свистунов. Специалитет по направлению подготовки (специальности) «Правоохранительная деятельность» (031001) Магистратура по направлению подготовки.
И.В.Редькин «Результаты реализации проекта по оценке и сертификации квалификации юристов» «Результаты реализации проекта по оценке и сертификации квалификации.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Ученый совет ТИЭИ 24 июня 2014 года Первый проректор – проректор по учебно- методической работе В.В.Соколов 1.
Москва, 22 – 23 марта 2012 года Московский городской психолого–педагогический университет УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ При поддержке: Министерства образования.
Модель профессионально- общественной аккредитации образовательных программ С.Ю.Рощин, НИУ ВШЭ Наблюдательный совет АВВЭМ,
Нормативно-методическое обеспечение профессионально- общественной аккредитации профессиональных образовательных программ ФАКТОРОВИЧ А.А., д.п.н., заместитель.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
ВЕБИНАР РТЦ Института образования НИУ ВШЭ 26 июня 2014 года Формирование независимой системы оценки качества образования в среднем профессиональном образовании.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Образовательные программы и их профессионально- общественная аккредитация.
Многофункциональный центр прикладных квалификаций: понятие, структура, содержание работы ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»
Транксрипт:

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ЮРИСПРУДЕНЦИИ 23 мая 2014 Совместное заседание УМО по юридическому образованию вузов РФ и Общего собрания Ассоциации юридического образования БЛАЖЕЕВ В.В. Ректор Университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА), Председатель Совета УМО по юридическому образованию вузов Российской Федерации

Указ Президента РФ от «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»: «4. Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением ученых Российской академии наук и международных экспертов представить в декабре 2014 г. предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.»

Структура подготовки кадров в РФ * * – согласно сведениям, представленным Рособрнадзором, по состоянию на конец 2013 года

Специалитет по направлению подготовки (специальности) «Правоохранительная деятельность» (031001) Магистратура по направлению подготовки (специальности) «Юриспруденция» (030900) раз в 3 года Специалитет по направлению подготовки (специальности) «Правовое обеспечение национальной безопасности» (030901) Специалитет по направлению подготовки «Судебная экспертиза» (031003) Аспирантура (адъюнктура) по направлению подготовки (специальности) «Юриспруденция» раз в 5 года раз в 4 года раз в 3 года Образовательные программы, перспективно подлежащие профессионально-общественной аккредитации Программа СПО «Право и организация социального обеспечения» (030912) раз в 3 года Программа СПО «Правоохранительная деятельность» (031001) раз в 3 года Специалисты (большая ведомственная специфика) Модель Бакалавриат и магистратура (подлежат аккредитации в первоочередном порядке) Подготовка научно- педагогических кадров Бакалавриат по направлению подготовки (специальности) «Юриспруденция» (030900)

Основные принципы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ: 1. Законность (все процедуры основаны на ст.96 ФЗ «Об образовании в РФ» и др. НПА). 2. Прозрачность и доступность информации о порядке проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и её результатах. 3. Добровольность участия в профессионально-общественной аккредитации. 4. Приоритет измеримых критериев оценки (над субъективными оценками экспертов). 5. Полнота и достоверность информации, используемой экспертами. 6. Ориентированность на потребности работодателей и рынка труда. 7. Периодичность проведения профессионально-общественной аккредитации и срочность действия выданного сертификата. 8. Использование полученных результатов для рейтингования вузов и образовательных программ. 9. Публичность результатов аккредитации. 10. Предоставления полученных результатов аккредитации в государственные органы.

Общественная аккредитация образовательных организаций Профессионально- общественная аккредитация образовательных программ Периодично (раз в 3-5 лет в зависимости от уровня высшего образования) Бессрочно Центр Ассоциации юристов России по общественной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров Центр Ассоциации юристов России по общественной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров АНО «Национальный центр аккредитации и сертификации в области юриспруденции» (модель) АНО «Национальный центр аккредитации и сертификации в области юриспруденции» (модель) Проект успешно реализуется с 2009 года. Аккредитовано 129 образовательных организаций Проект успешно реализуется с 2009 года. Аккредитовано 129 образовательных организаций Разработана и апробирована перспективная модель. Планируется внедрение летом 2014 года Разработана и апробирована перспективная модель. Планируется внедрение летом 2014 года

Использование результатов аккредитации 1. Информирование общественности (абитуриентов, работодателей, образовательное и профессиональное сообщества) 2. Передача в Рособрнадзор для учета результатов при государственной аккредитации (ч.8 ст.96 ФЗ «Об образовании в РФ») 3. Рейтингование образовательных программ и образовательных организаций (ч.5 ст.96 ФЗ «Об образовании в РФ») 4. Формирование контрольных цифр приема на следующий учебный год (через центры ответственности Минобрнауки России)

Образовательная программа Обучающиеся и выпускники Профессорско-преподавательский состав Библиотечные и информационные ресурсы Материально-техническая база Организация и управление Перечень показателей профессионально- общественной аккредитации программ юридического профиля:

Название показателя Ассоциация инженерного образования России (АОИР) ОПОРА РОССИИ (совместно с АККОРК) European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA) FIBAA - Foundation for International Business Administration Accreditation (Германия) American Bar Association (Section of Legal Education and Admissions to the Bar) (США) 1. Образовательная программа Студенты и выпускники Профессорско- преподавательский состав Библиотечные и информационные ресурсы +– Материально- техническая база Организация и управление ++–++ [1] Профессиональная аккредитация образовательных программ бизнеса и управления (в т.ч. программ юридического профиля) в Германии. [2] Профессиональная аккредитация образовательных программ юридического профиля в США. 1 2

Критерии оценки по показателю «Образовательная программа»: 1. Участие работодателей в разработке и обновлении образовательной программы. 2. Обеспечение достижения компетенций и присваиваемых квалификаций структурой и содержанием учебного плана образовательной программы. 3. Эффективность системы оценивания результатов обучения. 4. Эффективность используемых методов обучения. 5. Соответствие образовательной программы потребностям рынка труда и ожиданиям работодателей. 6. Целостность и непротиворечивость образовательной программы.

Критерии оценки по показателю «Обучающиеся и выпускники»: Обучающиеся: 1. Средний уровень знаний абитуриентов, выявленный по результатам профильных экзаменов ЕГЭ абитуриентов, принимаемых на бюджетной основе. 2. Средний уровень знаний обучающихся, выявленный по результатам тестирования. 3. Доля обучающихся, участвующих в оказании бесплатных юридических услуг. 4. Удовлетворенность обучающихся качеством получаемого образования.

Критерии оценки по показателю «Обучающиеся и выпускники»: Выпускники (востребованность выпускников на рынке труда) : 1. Наличие службы мониторинга востребованности выпускников программы, предоставляющей объективную информацию. 2. Количество организаций-партнеров, с которыми заключены договоры о прохождении практики. 3. Количество заявок от работодателей на прохождение практики за предшествующий год. 4. Доля курсовых и дипломных работ выполненных по запросу работодателей. 5. Удовлетворенность внешнего рецензента качеством дипломной работы. 6. Удовлетворенность работодателей результатами обучения и квалификацией выпускников.

Критерии оценки по показателю «Обучающиеся и выпускники»: Выпускники (оценка квалификации выпускников): 1. Доля выпускников, успешно сдавших квалификационный экзамен от общего количества их соискателей. 2. Средний балл по тестированию выпускников при сдаче квалификационного экзамена. Единый квалификационный экзамен для юристов (в рамках системы оценки и сертификации квалификации юридических кадров)

Критерии оценки по показателю «Профессорско-преподавательский состав»: Качественный состав преподавателей: 1. Доля штатных научно-педагогических работников, имеющих ученые степени по научной специальности, соответствующей профилю преподаваемой дисциплины, в общей численности штатных научно-педагогических работников. 2. Доля штатных научно-педагогических работников, имеющих ученую степень доктора юридических наук, в общей численности штатных научно- педагогических работников правовых кафедр, задействованных в обучении студентов по данной образовательной программе. 3. Доля преподавателей, совмещающих работу в образовательном учреждении с практической юридической деятельностью по совместительству. 4. Доля научно-педагогических работников, имеющих государственные почетные звания, награды и ордена, в общей численности научно-педагогических работников образовательного учреждения: Почетный работник высшего профессионального образования; Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации; Заслуженный деятель науки Российской Федерации; Заслуженный юрист Российской Федерации.

Критерии оценки по показателю «Профессорско-преподавательский состав»: Участие преподавателей в научно-исследовательской и научно-методической работе: 1. Количество научных статей, опубликованных в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК России, за последние три года. 2. Количество монографий, изданных за последние три года. 3. Количество научно-исследовательских работ, выполненных научно- преподавательскими работниками по заказу внешних организаций, за последние три года (наличие от них рецензий или актов). 4. Количество учебников по дисциплинам образовательной программы, опубликованных за последние три года преподавателями образовательного учреждения с грифом УМО. 5. Количество учебных пособий по дисциплинам образовательной программы, разработанных и опубликованных за последние три года преподавателями вуза

Критерии оценки по показателю «Библиотечные и информационные ресурсы»: Библиотечные ресурсы: 1. Наличие собственной библиотеки, структура фондов, доля научной литературы, периодические издания, техническая оснащенность библиотечного обслуживания, соответствие имеющейся в фондах литературы перечням литературы предлагаемой для изучения студентам. 2. Удобство пользования библиотечными ресурсами студентами и преподавателями. 3. Соответствие библиотечного фонда учебному плану образовательной программы. 4. Количество учебников по дисциплинам образовательной программы, изданных за последние 5 лет, на одного обучающегося. 5. Обеспеченность периодическими правовыми журналами по профилям преподаваемых дисциплин.

Критерии оценки по показателю «Библиотечные и информационные ресурсы»: Информационные ресурсы: 1. Степень проникновения справочно-правовых ресурсов и удобство его использования преподавателями и студентами. 2. Отражение имеющихся информационных ресурсов в учебно- методическом обеспечении. 3. Степень проникновения Интернета и удобство пользования его ресурсами.

Критерии оценки по показателю «Материально-техническая база»: 1. Количество аудиторий, оснащенных интерактивными устройствами в пересчете на одного обучающегося. 2. Использование интерактивных форм занятий и оборудования. 3. Техническая обеспеченность криминалистических лабораторий. 4. Техническая обеспеченность юридических клиник.

Критерии оценки по показателю «Организация и управление»: 1. Соответствие организационной структуры вуза (факультета) реализуемым образовательным программам по юриспруденции. 2. Нормативная обеспеченность реализации образовательных программ по юриспруденции. 3. Эффективность системы диагностики и мотивации профессорско-преподавательского состава.

Особенности профессионально-общественной аккредитации образовательных программ: 1.Профессионально-общественная аккредитация не ставит под сомнение результаты государственной аккредитации. 2. Экспертами в разрабатываемой системе являются представители не столько образовательного сообщества, как представители работодателей и профессиональных сообществ. 3. В ряде случаев невозможно отделить компоненты, характеризующие отдельную образовательную программу, поэтому часть критериев и показателей характеризуют вуз в целом, а не образовательную программу. 4. Представленные показатели и критерии указаны для образовательных программ по подготовке бакалавров и магистров юриспруденции. Некоторые критерии и весовые коэффициенты могут различаться в зависимости от конкретного вида образовательной программы (прежде всего для аспирантуры и СПО). 5. По итогам профессионально-общественной аккредитации принимается не только решение о выдаче соответствующего сертификата, но и присуждается совокупный балл, который является критерием при определении рейтинга той или иной образовательной программы. 6. По некоторым показателям максимальное количество баллов не ограничено.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам подготовки юристов Методика проведения профессионально- общественной аккредитации Национальный центр аккредитации и сертификации в области юриспруденции Документы, характеризующие показатели образовательной программы Камеральная и выездная проверка образовательной организации Выдача сертификата Комиссия АЮР по общественной оценке качества высшего юридического образования Аккредитованные эксперты Информирование общественности: -общественные организации и СМИ; -абитуриентов и их родителей; -работодателей; -Минобрнауки России (для распределения КЦП) Заявка на проведение ПОА ОП Направление в коллегиальный орган, принимающий решение Экспертно- методический совет Методика проведения аккредитационной экспертизы

Рейтингование ВУЗЫ Наполнение базы (ежегодное обновление) Информационная база данных Сведения аккредитационной экспертизы Модуль сбора данных Интернет- сайты Ассоциация юристов России Интернет-сервер Ассоциации юристов России Информационная система Базы Минобрнауки России и Рособрнадзора Формирование КЦП Общественность и СМИ

Проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ 5 образовательных учреждений в 4 федеральных округах в 2013 году: Северо-Западный Институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Тюменский государственный университет Марийский государственный университет (г.Йоршкар-Ола) Академия ФСИН России (г. Рязань) Первый московский юридический институт Общественное обсуждение проекта на конференции в г. Рязани (3-5 октября 2013 г.) Апробация модели:

Улучшение качества высшего юридического образования Повышение ответственности субъектов образовательной деятельности Создание информационно-аналитической технологии ведения реестра аккредитованных образовательных учреждений и программ, а также совершенствование показателей деятельности для определения рейтинга образовательных учреждений и юридических образовательных программ Информирование общественности и органов государственной власти Перспективы реализации проекта:

Спасибо за внимание!