учитель истории и обществознания МКОУ «Хохольская СОШ» Попова Инга Александровна Применение деятельностного подхода на уроках истории
Тутанхамон Сети I Елизавета I У. Черчилль Сталин Сооружены Золотые ворота во Владимире Княжение Семеона Ивановича Гордого.
«Цель обучения - научиться обходится без учителя» Эберт Хобард
«Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение,считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...» «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…» А. Дистервег
«4 столпа, на которых основывается образование: -научиться познавать, -научиться делать, -научиться жить вместе, -научиться быть» Ж. Делор
Развивающее обучение деятельностный подход 30-ые годы XX века х гг. ХХ в. Л. С. Выготский Д.Б. Эльконин П. Я. Гальперин В.В. Давыдов А. Н. Леонтьев С. Л. Рубинштейн «Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат» (Л.Н. Алексашкина, доктор педагогических наук, профессор института содержания и методов обучения РАО).
Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений… Формирование важнейших культурно- исторических ориентиров для самоидентификации личности и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества. Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней ( ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ от «17» декабря 2010 г ). Задачи изучения истории в школе:
Система дидактических принципов деятельностного подхода 1)Принцип деятельности 2) Принцип непрерывности 3) Принцип целостности 4) Принцип минимакса 5) Принцип психологической комфортности 6) Принцип вариативности 7) Принцип творчества
Структура урока в технологии деятельностного подхода 1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке (надо, хочу, могу) 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. 3. Выявление места и причины затруднения. выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы. Этим процессом руководит учитель: с помощью диалога, исследовательских методов.
Структура урока в технологии деятельностного подхода 5. Реализация построенного проекта. обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.