МОЛЧАНОВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ МКОУ ОРДЫНСКАЯ СОШ 2 ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Информационное общество общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы знаний. Информационное общество общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы знаний.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ УЧИТЕ НАШИХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ ТОМУ, ЧТО НУЖНО В ЖИЗНИ: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ; САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ; КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ; КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ; ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТИ; ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТИ; ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА «УМЕТЬ» – 67% «УМЕТЬ» – 67% «ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» – 23% «ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» – 23% «ЗНАТЬ» – 10% «ЗНАТЬ» – 10% «УМНЫЙ НЕ ТОТ, КТО МНОГО ЗНАЕТ, А ТОТ, КТО ПРИ НЕБОЛЬШОМ ОБЪЁМЕ ЗНАНИЙ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ДЛЯ СЕБЯ БОЛЬШОЙ ОБЪЁМ ВЫГОДЫ».
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ
ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ НЕ ПЕРЕДАЧА СУММЫ ЗНАНИЙ, А РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НЕ ПЕРЕДАЧА СУММЫ ЗНАНИЙ, А РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
ЗАДАЧА ПЕДАГОГА УЧИТЬ ДЕТЕЙ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ И РАССКАЗЫВАТЬ О РЕЗУЛЬТАТАХ РЕШЕНИЯ
СИСТЕМА РАБОТЫ
Традиционный урок Проверка домашнего задания (пересказ) Объявление темы учителем Объяснение темы учителем Закрепление нового материала(репродуктивные вопросы) Проблемно-диалогический урок Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы (темы) учениками Актуализация имеющихся знаний, нужных для решения проблемы Поиск решения проблемы Объяснение решения проблемы. Применение нового знания (продуктивные задания)
Традиционный урок Образователь- ная задача Развивающая задача Воспитатель- ная задача Проблемно-диалогический урок Линия 1-2. Овладение картиной мира в системе фактов и понятий Линия 3. Формирование открытого мышления Линия 4. Нравственное самоопределение личности Линия 5. Культурное, гражданское и патриотическое самоопределение личности Продуктивные задания Задания на анализ, группировку, сравнение фактов, явлений, понятий Задания на установление причинно-следственных связей Задания на формирование и обоснование собственной оценки явлений и событий
АЛГОРИТМ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ УРОКА ПО ПРИНЦИПУ МИНИМАКСА 1. ВЗЯТЬ ЗА ОСНОВУ ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ГОССТАНДАРТА). 2. ВЫДЕЛИТЬ ТЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЕДИНИЦЫ, КОТОРЫЕ ВВОДЯТСЯ ВПЕРВЫЕ В ТЕМЕ ДАННОГО УРОКА, - ЭТО И ЕСТЬ МИНИМУМ УРОКА. ОН ОБЯЗАТЕЛЕН ДЛЯ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ. 3. ОТМЕТИТЬ В ПАРАГРАФЕ (ТЕКСТЕ, ИЛЛЮСТРАЦИЯХ, ЗАДАНИЯХ) ТЕ ЧАСТИ, ГДЕ СОДЕРЖАТСЯ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЕДИНИЦЫ МИНИМУМА. 4. СПЛАНИРОВАТЬ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭТОЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ, А ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ – КАК МАКСИМУМ – ВКЛЮЧИТЬ, ЕСЛИ ПОЗВОЛИТ ВРЕМЯ, ЛИБО ДАТЬ НА ДОМ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ ДЕТЯМ (ПРИ ИХ ЖЕЛАНИИ!).
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ: НА КАЖДОМ ЗАНЯТИИ; НА КАЖДОМ ЗАНЯТИИ; В КОНЦЕ КАЖДОГО МОДУЛЯ; В КОНЦЕ КАЖДОГО МОДУЛЯ; В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СИСТЕМА РАБОТЫ КАЖДЫЙ УРОК – ЗАВЕРШЕННАЯ ТЕМА; КАЖДЫЙ УРОК – ЗАВЕРШЕННАЯ ТЕМА; МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА – ЕДИНАЯ СТРУКТУРА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ; МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА – ЕДИНАЯ СТРУКТУРА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ; В КОНЦЕ МОДУЛЯ – УРОК ОБОБЩЕНИЯ (УРОК-СУД) В КОНЦЕ МОДУЛЯ – УРОК ОБОБЩЕНИЯ (УРОК-СУД) ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЗЕНТА ЦИИ, ПРОБЛЕМ НЫЕ ЗАДАЧИ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИМЕРЫ ПРОВЕРОЧ НЫХ РАБОТ, КРИТЕРИИ ОЦЕНИВА НИЯ РАБОТ
КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ I. Мотивационного II. Содержательного III. Технологического IV. Организационного V. Рефлексивно-оценочного
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ. Я САМ СТАВЛЮ ПРОБЛЕМУ (ЗАДАЧУ) И САМ РЕШАЮ ЕЕ ПРИ АКТИВНОМ СЛУШАНИИ И ОБСУЖДЕНИИ УЧЕНИКАМИ. (5-6 КЛ.) 1. Я САМ СТАВЛЮ ПРОБЛЕМУ (ЗАДАЧУ) И САМ РЕШАЮ ЕЕ ПРИ АКТИВНОМ СЛУШАНИИ И ОБСУЖДЕНИИ УЧЕНИКАМИ. (5-6 КЛ.) 2. Я СТАВЛЮ ПРОБЛЕМУ, УЧЕНИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ПОД МОИМ РУКОВОДСТВОМ НАХОДЯТ РЕШЕНИЕ. Я НАПРАВЛЯЮ УЧЕНИКА НА САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПОИСКИ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ (ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД). ЗДЕСЬ НАБЛЮДАЕТСЯ ОТРЫВ ОТ ОБРАЗЦА, ОТКРЫВАЕТСЯ ПРОСТОР ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ. (6-7 КЛ.) 2. Я СТАВЛЮ ПРОБЛЕМУ, УЧЕНИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ПОД МОИМ РУКОВОДСТВОМ НАХОДЯТ РЕШЕНИЕ. Я НАПРАВЛЯЮ УЧЕНИКА НА САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПОИСКИ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ (ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД). ЗДЕСЬ НАБЛЮДАЕТСЯ ОТРЫВ ОТ ОБРАЗЦА, ОТКРЫВАЕТСЯ ПРОСТОР ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ. (6-7 КЛ.) 3. УЧЕНИК СТАВИТ ПРОБЛЕМУ, Я ПОМОГАЮ ЕЕ РЕШИТЬ. У УЧЕНИКА ВОСПИТЫВАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ. (8-9 КЛ.) 3. УЧЕНИК СТАВИТ ПРОБЛЕМУ, Я ПОМОГАЮ ЕЕ РЕШИТЬ. У УЧЕНИКА ВОСПИТЫВАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ. (8-9 КЛ.) 4. УЧЕНИК САМ СТАВИТ ПРОБЛЕМУ И САМ ЕЕ РЕШАЕТ. Я ДАЖЕ НЕ УКАЗЫВАЮ НА ПРОБЛЕМУ: УЧЕНИК ДОЛЖЕН УВИДЕТЬ ЕЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО, А УВИДЕВ, СФОРМУЛИРОВАТЬ И ИССЛЕДОВАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ И СПОСОБЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ. (10-11 КЛ.) 4. УЧЕНИК САМ СТАВИТ ПРОБЛЕМУ И САМ ЕЕ РЕШАЕТ. Я ДАЖЕ НЕ УКАЗЫВАЮ НА ПРОБЛЕМУ: УЧЕНИК ДОЛЖЕН УВИДЕТЬ ЕЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО, А УВИДЕВ, СФОРМУЛИРОВАТЬ И ИССЛЕДОВАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ И СПОСОБЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ. (10-11 КЛ.) В ИТОГЕ ВОСПИТЫВАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО УВИДЕТЬ ПРОБЛЕМУ, В ИТОГЕ ВОСПИТЫВАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО УВИДЕТЬ ПРОБЛЕМУ, САМОСТОЯТЕЛЬНО АНАЛИЗИРОВАТЬ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ, САМОСТОЯТЕЛЬНО НАХОДИТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. САМОСТОЯТЕЛЬНО АНАЛИЗИРОВАТЬ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ, САМОСТОЯТЕЛЬНО НАХОДИТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВНИ ЭТО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД. ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВНИ ЭТО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД.
МЕЛЬНИКОВА Е. ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК, ИЛИ КАК ОТКРЫВАТЬ ЗНАНИЯ. М., МЕЛЬНИКОВА Е. ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК, ИЛИ КАК ОТКРЫВАТЬ ЗНАНИЯ. М., 2002.
РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ В УЧ. Г.