1 Механизм партнерства как новый формат отношений оценщиков и кредитных организаций 18 марта 2011 г. Виктор Рослов Начальник управления оценки и залоговых операций ОАО «Сбербанк России»
2 Основные предпосылки формирования партнерских отношений Основная причина возникновения аккредитаций – низкое качество оценочных услуг. При оценке для целей залога также велика роль фактора предвзятости. По результатам опросов: Основные претензии кредитных организаций к оценщикам – заказная оценка Основная претензия оценщиков к кредитным организациям – необъективные условия аккредитации Применяемые ранее механизмы аккредитации кредитных организаций необоснованно ограничивают права оценщиков Вывод – необходим механизм взаимодействия, обеспечивающий приемлемый уровень качества оценки для потребителей и условия развития бизнеса для поставщиков качественных услуг
3 Банк формирует пул оценщиков – партнеров и рекомендует своим клиентам обращаться к ним при необходимости проведения оценки для целей кредитования или иных целей. Банк не ограничивает права заемщика обратиться к любому оценщику, и представить его отчет для анализа в банк. В этом случае Банк оставляет за собой право проверить: правоспособность и репутацию оценщика; качество отчета Стандарты требований Банка к уровню профессионализма оценщиков – партнеров, заложенные в процедуре отбора и последующего взаимодействия должны гарантировать клиентам банка высокое качество их работы Основные принципы сотрудничества на базе партнерства
4 Преимущества работы с пулом оценщиков - партнеров Оценочные компании мотивированы портфелем заказов на качественную работу Оценщики – партнеры знают требования банка, сотрудников банка, формы взаимодействия отработаны Добровольный характер партнерства позволяет широко использовать рекомендации Банка в работе оценщиков, производить эффективный обмен опытом и лучшей практикой В процессе взаимодействия повышается эффективность и снижаются издержки
5 Стратегия сотрудничества с оценщиками Проблема Недостаток профессионализма Субъективность Обмен информацие й и опытом Участие банка в процессе приемки отчета Основные причины Инструменты Низкое качество оценки Отбор (тестирование) Мотивация на качество Цель Приемлемое качество оценки Ограниченное количество партнеров
6 Сегментирование Региональные оценщики ЦАТБ и ОСБ Профессионализм и ответственность оценщиков (физических лиц); Территориальный признак Не крупнейшие заемщики Крупные консалтинговые и оценочные компании Региональные оценщики Крупнейшие заемщики Репутация и опыт компании; Отраслевая специализация ТБ ОСБЦАТБ ОСБЦА (для несложных объектов)
7 Требования к процедуре отбора оценщиков - партнеров Для крупнейших заемщиков Для первичного отбора используются критерии отсечения: Срок работы компании на рынке не менее 10 лет; Количество оценщиков в штате не менее 10 человек. Средняя годовая выручка по оценочной деятельности за последние три года не менее 80 млн. рублей. Количество оценок бизнеса (имущественных комплексов) по объектам балансовой стоимостью более 1 млрд. рублей за последний 3 годе – не менее 50; Отсутствие негативной деловой репутации; Размер страховой ответственности не менее 500 млн. рублей Для окончательного отбора применяются критерии сравнения: Опыт работы компании Деловая активность и репутация Компании Квалификация ведущих сотрудников Опыт работы с кредитными организациями Отраслевая специализация Аналогичные критерии применяются для компаний в сфере девелопмента и оценки крупных объектов недвижимости. Количество оценочных компаний, участвующих в отборе ограничивается входными критериями и сроками подачи заявок
8 Для не крупнейших заемщиков 1.Количество оценщиков, участвующих в отборе ограничивается входными критериями Для первичного отбора используются критерии отсечения: Срок работы компании на рынке не менее 3 лет и/или наличие в штате компании двух оценщиков с опытом не менее 3 лет работы в оценке. Для частнопрактикующего оценщика - рекомендуемый стаж не менее 3 лет. Отсутствие негативной деловой репутации Размер страховой ответственности не менее 100 млн. рублей (для ИП – 30 млн. рублей) 3. Для окончательного отбора применяются критерии сравнения : Результаты квалификационного экзамена для оценщиков (2 от компании) (приоритетный) Показатели деятельности компании или частнопрактикующего оценщика Требования к процедуре отбора оценщиков - партнеров
9 Решение принимается комиссией по отбору; В комиссию по отбору включается представители оценочного сообщества; Квалификационный экзамен (тестирование) проводится с применением компьютерного тестирования и интернет- технологий; Тестовые материалы предоставляются СРО оценщиков; Предполагаемое количество оценщиков, принимающих участие в квалификационном экзамене – 2,5 – 3 тысячи человек; Проверка документов проводится только по успешно прошедшим тестирование Ключевые особенности отбора
10 Пример экзаменационного вопроса
11 Алгоритм работы с оценщиками при кредитовании Партнер Не партнер Проверка правоспособности Оценщика (Юридические подразделения) Проверка репутации Оценщика (Служба безопасности) Проверка качества отчета (Залоговая служба) Формируется механизм, снижающий риски банка и стимулирующий клиентов обращаться к оценщику- партнеру Для партнеров применяется трехсторонний договор, позволяющий банку принимать участие на этапе постановки задачи и приемки отчета. Преимущества 3-х стороннего договора: Согласование основных условий, допущений и ограничений в оценке; Оперативное получение результатов оценки (до формирования отчета) Повышение квалификации сотрудников