Литий-ионные аккумуляторы – зеленая экономика Март 2011
Средний легковой автомобиль выбрасывает в год столько углекислого газа, сколько весит сам. 280 наименований вредных веществ содержится в выбросах автотранспорта 225 тыс. человек ежегодно умирает в Европе от заболеваний, связанных с выхлопными газами. Экологи и медики сходятся во мнении: у нас жертв как минимум в 2 раза больше. 48 кг различных канцерогенных веществ в год вдыхает житель крупного мегаполиса. На 4 года меньше живет средний житель мегаполиса по сравнению с теми, кто живет в сельской местности. Пробки и экология - проблемы больших городов 2 Кардинальное решение – ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ
В 2015 году во всем мире будет почти пять млн. единиц электротранспорта. Прогноз развития электротранспорта в мире 3 Рынок ЛИА, *10 млн. долларов Электротранспорт, *10000 Источник: JP Morgan
Серийные электробусы на выставке в Китае 4
Программы стимулирования электротранспорта в мире 5 США Региональные программы. Переход на электротранспорт объявлен в США государственной политикой. К 2015 году на дорогах США будет 1 млн. электромобилей. Приобретение электроавтомобилей субсидируется из федерального бюджета в размере 50% от стоимости (не более $7500) и из бюджетов Штатов (для Калифорнии - $8000, Колорадо - $6000, Джорджии - $5000). Великобритания План создания зарядочных мест в Лондоне к 2015 г. Программа «100 тыс. электротранспортных средств», включая городские автобусы. Выделение с 2011 г. субсидий из госбюджета на приобретение электротранспорта в размере 25% от стоимости автомобиля. Европейский Союз (EU) Программа финансирования электротранспорта, переход 15% общественного транспорта на альтернативные источники энергии Китай Мировой лидер по количеству выпускаемых и используемых электромобилей. С 2009 г. действует государственная программа субсидирование приобретения электроавтобусов в размере $73 000, электромобилей в размере $8 500.
Электротранспорт более экономичен в эксплуатации 6
Преимущества электробуса при одинаковой зарядке/заправке на 100 руб. 7 0 км.25 км. 0 км. Автобус с ДВС*) Электробус 100 км. +75 КМ, в 4 раза больше! Пробег Электробуса при зарядке на 100 руб. составляет 100 км *) Городской цикл 19л/100 км
Предложение по внедрению электротранспорта Цель Программы: внедрение в городах России современного и экологичного пассажирского и грузового электротранспорта. Программа реализуется в 3 этапа: Этап 1. Тестирование опытных образцов. Городам представляет несколько образцов пассажирского электротранспорта для испытаний. Продолжительность 6-8 мес. В результате тестирования электротранспорта и формирует пакет заказов от регионов. Этап 2. Развертывание и эксплуатация. Замена существующих автомобилей на ЭТС. Продолжительность 8-12 месяцев. В результате: в 2012 году в городах появятся первые электротранспортные средства отечественного производства. Этап 3. Масштабирование. Подключение к Программе значительной части таксопарка городов. Закупки электротранспорта у российских производителей. В результате: К 2015 году возможна замена 10% парка автобусов на электробусы. 8
Предложение по поддержке электротранспорта Предлагаем ввести следующие льготы и субсидии для конечных приобретателей электротранспортных средств: На период 2012 по 2015 освободить владельцев электротранспортных средств от транспортного налога; После испытаний с 2012 г. ввести целевой показатель и обеспечить внедрение ЭТС в городских автобусно-троллейбусных парках: 2012 – 0,5%, 2013 – 2,0%, 2014 – 5%, 2015 – 10%. В период с 2012 по 2015 гг. ввести одноразовые субсидии конечным приобретателям электротранспорта. 9
Внедрение электротранспорта позволит 10 Заменить общественный транспорт и LCV на современные экологичные электромобили. Улучшить экологическую и обстановку в городах. Сократить потребление горючего и выбросы СО и других вредных веществ. Снизить текущие расходы на обслуживание ТС (расходы на топливо и ремонт у электротранспорта в 5-7 раз ниже, чем у традиционного транспорта с ДВС). Сократить затраты на обслуживание и ремонт контактной сети троллейбусов и трамвайных путей. Существенно (на 70%) сократить время простоя (ремонта и ТО) пассажирского транспорта, что позволит более эффективно использовать существующий парк. Снизить количество пробок, выделить отдельные полосы для общественного транспорта, увеличить площадь дорожного полотна. Электротранспорт – экология городов России.
Литий-ионные аккумуляторы для энергетики
Цель внедрения накопителей энергии на основе литий-ионных аккумуляторов (ЛИА) 12 Повышение управляемости и безопасности энергосистемы, предупреждение системных сбоев. Обеспечение возможности интеграции всех видов генерации и систем аккумулирования энергии. Снижение потерь электроэнергии. Оптимизация генерации и потребления. Снижение объемов прироста сетевого и генерирующего оборудования.
Повышение управляемости и безопасности энергосистемы, предупреждение системных сбоев 13 Остановка насосов водяного охлаждения и систем безопасности АЭС – это экологическая катастрофа. Резервные источники питания для систем жизнеобеспечения АЭС
Сглаживание пиков нагрузки в сетях 14 Стационарные системы регулирования частоты напряжения электростанций и нагрузки в электросетях Выравнивание частотных характеристик: при увеличении загрузки и снижении частоты в сети аккумуляторные батареи отдают энергию; при снижении нагрузки и повышении частоты происходит подзарядка батарей – данные меры стабилизируют амплитудно-частотные характеристики сети. Заряд батареи Разряд батареи, питание электрогенератора Улучшение качества тока Повышение управляемости и безопасности энергосистемы, предупреждение системных сбоев
15 Для больниц, Центров хранения информации и других объектов первой категории по энергообеспечению Источники бесперебойного питания Время перехода в штатный режим питания от накопителей на ЛИА составляет несколько миллисекунд против 4-6 минут необходимых для запуска дизель- генераторов резервного питания. Накопители на ЛИА могут обеспечить требуемое время автономного бесперебойного питания и работать совместно с дизель-генераторами резервного питания.
Накопители для альтернативной энергетики 16 Накопители энергии, вырабатываемой альтернативными источниками энергии. Накопление энергии в периоды выработки излишков электроэнергии, возвращение энергии в периоды пониженного уровня выработки электроэнергии (при отсутствия ветра – для Ветроэлектростанций, ночью – для Солнечных батарей)
Ожидаемая эффективность при внедрении накопителей энергии на основе ЛИА 17 Снижение потерь электроэнергии В сетях всех классов напряжения предполагается снижение потерь на 15-20% за счет уменьшения передачи энергии в периоды пиковых нагрузок. Это даст экономию порядка 28 млрд. кВтч в год, что эквивалентно выработки в год электростанциями мощностью 4,3 ГВт (эквивалентно мощности 2 Бурейских ГЭС). Ожидаемая экономия порядка 3 млрд. руб. в год. В магистральных сетях аналогичное снижение потерь электроэнергии (с 4,8% до 3,8%) соответствует экономии порядка 2,5 млрд. руб. в год. Оптимизация генерации и потребления Сглаживание графиков нагрузки (экономия порядка 15 млрд. руб. в год). Повышение пропускной способности линий электропередач до 30% (экономия порядка 20 млрд. руб. в год) и выдача «дешевой» генерации. Сетевые показатели Снижение вероятности системных аварий на 20% (экономия порядка 80 млн. руб. в год). Снижение недоотпуска энергии потребителям в два раза (экономия порядка 180 млн. руб. в год) Снижение объемов прироста сетевого и генерирующего оборудования Экономия прироста установленной мощности электростанций на 3-5% за счет снижения требуемого резерва мощности (экономия порядка 12 млрд. руб. в год) Суммарная эффективность составит около 38 млрд. руб. в год.
Накопители энергии. Готовые решения. 18 Модель комплектного оборудования Количество энергии Срок эксплуатации, лет Номинальная выходная мощность, Квт Часы работы LFP7000AHC (170 шт.) LFP112000AHC* LFP224000AHC* LFP448000AHC* LFP896000AHC* LFP AHC* LFP AHC* LFP AHC* LFP AHC* LFP AHC* LFP AHC* LFP AHC* LFP AHC* Срок поставки готовых накопителей 4-6 месяцев.
Пример накопителя на ЛИА 19
Компания ЛИОТЕХ - это современное производство литий-ионных аккумуляторы для экологически чистого электротранспорта и накопителей энергии. ООО «ЛИОТЕХ» совместное предприятие китайской компании Thunder Sky Limited и Государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий». Thunder Sky единственная в мире компания, которая в течение 5 лет серийно производит аккумуляторные батареи для электротранспорта. Российское производство ЛИОТЕХ будет запущено в третьем квартале 2011 года. ЛИОТЕХ – российский поставщик литий-ионных аккумуляторов (ЛИА) 20
Производственное оборудование для нового завода полностью автоматизировано, имеет более высокую производительность по сравнению с аналогами. Высокотехнологичное производство 21 Планируемый объем производства, (МВт*ч)
Преимущества литий-ионных аккумуляторов «ЛИОТЕХ» 22 Емкость литий-ионных аккумуляторов до 700 А*ч км пробега электротранспорта или 6 лет службы батарей. Срок службы накопителей энергии в качестве ИБП лет (в зависимости от режима эксплуатации). Обслуживания не требуется Возможность быстрой зарядки батарей (от 20 мин.) Экологическая чистота и безопасность ЛИА, их последующая утилизации. Отсутствие эффекта памяти при повторных циклах заряд/разряд. Широкий температурный диапазон эксплуатации от -45 o C до +85 o C. Высокая удельная энергоемкость – 120 Вт*ч/кг. Стоимость накопителей энергии 21 тыс. руб. за квт.ч. На международной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае Президент России Дмитрий Медведев отметил проект компании ЛИОТЕХ в числе наиболее ярких инновационных проектов
Спасибо за внимание! +7 (495) Литий-ионные аккумуляторы = зеленая экономика России