Презентация к уроку: «Отмена крепостного права. Крестьянская реформа 1861 г.» учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии 66 Черниковой Н.Л.
Эпоха Александра II
19 февраля 1861 год Манифест об отмене крепостного права Положение о крестьянах
Цель урока: познакомиться с основными положениями крестьянской реформы, определить ее место в истории России 19 века, раскрыть ее противоречивость. План урока: 1. Основные положения крестьянской реформы 2. Механизм реализации крестьянской реформы 3. Значение
Эпиграф Н.А. Некрасов Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом – по барину, Другим – по мужику. Проблемное задание: раскрыть сложность, двойственность, противоречивость крестьянской реформы
Документ «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» 1. Основные положения крестьянской реформы
Личная свобода Право переходить в другие сословия Право заниматься торговыми операциями Право заниматься предпринимательство м а) Крестьяне получали личные, гражданские и имущественные права а) Крестьяне получали личные, гражданские и имущественные права Права и свободы, дарованные крестьянам Манифестом 1861 г.
б) Крестьяне освобождались с землей Порядок наделения крестьян землей: Вся земля – собственность помещика Вся земля – собственность помещика Крестьянам – усадьба и полевой Крестьянам – усадьба и полевой надел Размер надела – от качества земли (3 – 12 десятин) В постоянное пользование В постоянное пользование с сохранением фиксированных повинностей (барщины и оброка) Отрезки (30 – 40%) Прирезки (3 – 15%) Отрезки – «излишки» земли, отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещиков. Прирезки – земля добавлявшаяся к крестьянскому наделу. Россия Нечерноземная полоса Нечерноземная полоса Степная полоса Степная полоса Черноземная полоса Черноземная полоса Размер надела помещику Максимальный 30-40% надела Максимальный 30-40% надела Размеры крестьянского надела минимальный отрезки
в) Крестьяне получали землю за выкуп Порядок совершения выкупной сделки Выкупные платежи (до 1907 г.) Выкупная сумма 20% крестьянин платил сам 80% государственная ссуда выплатил не выплатил крестьянин должен возвратить в 1,5 раза > реальной стоимости земли полностью свободен временно обязанный (несет феодальные повинности) в течение 49 лет начисление 6% годовых Выкупные платежи – ежегодные выплаты крестьян за землю. Временнообязанные крестьяне – помещичьи крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости, но не переведенные на выкуп. Дарственный надел – 25% от положенного в данной губернии надела.
2. Механизм реализации крестьянской реформы Мировые посредники (между помещиками и крестьянами) Уставная грамота (фиксировала размер надела и объем повинностей) должностные лица, которые составляли и контролировали соблюдение уставных грамот договор крестьянина с помещиком об условиях освобождения
3. Значение крестьянской реформы а) крестьяне получили личную свободу, гражданские и имущественные права б) формирование рынка свободной рабочей силы в) развитие промышленности г) благоприятные условия для развития капитализма д) без революционных потрясений Великая реформа. Александр II - Освободитель
Эпиграф Проблемное задание: раскрыть сложность, двойственность, противоречивость крестьянской реформы Н.А. Некрасов Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом – по барину, Другим – по мужику.
Крепостнические пережитки а) сохранение помещичьего землевладения б) временнообязанное состояние крестьян (барщина, оброк) в) малоземелье крестьян (небольшие наделы, отрезки) г) безденежье крестьян (выкуп) д) крестьяне – неполноправное сословие (подушная подать, рекрутские наборы) «Прусский путь» развития капитализма в сельском хозяйстве
Работа с документом 2. Прочитайте отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»: и ответьте на вопросы: В каком году – рассчитывай, В каком земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Горелова, Неелова, Неурожайка тож. и ответьте на вопросы: – Когда могло происходить действие поэмы? – Как и почему называются губерния, уезд, волость и деревни, из которых были мужики?
Домашнее задание: § 29, тетрадь, термины, крепостнические пережитки, сохранившиеся после отмены крепостного права
Спасибо за внимание!