Факторы, диктующие новые требования к учителю-обществоведу. Ведущая воспитательная роль истории и обществознания реализуется через учителя, его профессиональное мастерство; Новые требования к учителю вызваны: Предстоящим переходом основной и старшей школы на ФГОС нового поколения, переходом от знаниевой к деятельностной парадигме школьного образования; Корректированием цели изучения истории в школе с учетом стандартов второго поколения; (не усвоение известного алгоритма «знать-уметь-понимать», а развитие и воспитание личности школьника; Изменением роли (в широком смысле – миссии) учителя в школе (не информатор и транслятор знаний, а организатор помощник учащихся,; Изменением роли ученика в учебном процессе (не объект, а субъект образовательного процесса, открыватель и создатель собственного знания); Обновлением содержания учебного материала и изменением методологических подходов в области «Обществознание»
Образовательное; Методическое; Научно-исследовательское; Экспериментальное; Экспертно-аналитическое; Аттестационное; Организационное и координационное. Образовательная деятельность - ключевая. Основные направления деятельности кафедры СГД по региональному компоненту
Системный подход в образовательной деятельности кафедры. Образовательная деятельность кафедры осуществляется на основе системного подхода и базируется на принципах: - вариативности и разноуровневости (различных форм курсовой подготовки, различных категорий слушателей, многообразия учебных программ и модулей и т.л.); - преемственности (сочетания новых и традиционных подходов в процессе повышения квалификации учителей); - актуальности (в центре внимания - новое содержание, современные образовательные технологии и методики); - практико ориентированности (предпочтение практическим, диалоговым формам обучения); - индивидуализации (разработка индивидуальных маршрутов повышения квалификации с учетом собственных профессиональных запросов).
Основные формы курсовой подготовки по региональному компоненту на кафедре квалификационные модульные курсы; квалификационные курсы; проблемно-тематические семинары; педагогические мастерские; мастер-классы; учебные модули; спецкурсы.
V11. Мастер-классы мастер-классы с участием учителей-победителей приоритетного национального проекта «Образование» V11.1. «Игровая деятельность на уроках краеведения» - Саушина И.К., учитель СОШ 87; V11.2. «Формирование толерантности в процессе реализации НРК» - Волкова Г.С., завуч СОШ 65 V11.3. «Нравственное воспитание на уроках истории и краеведения» - Халтурина Э. А., учитель СОШ 10 и др. 4. «Музейная педагогика» - Ивонина В.И. методист РЦОД.
Проведение анкетирования учителей Цель: выявить и определить: 1. Ресурсное обеспечение предметной области на уровне района и области; 2. Кадровый состав учительского сообщества, связанный с предметной области «Обществознание»; 3. Уровень осознания учителями цели и основных задач ФГОС; 4. Готовность учителей работать в соответствии с требованиями ФГОС; 5. Масштабы использования современных образовательных технологий учителями; 6. Наличие проблем, которые волнуют учителей, и пути их решения; 7. Понимание учителями главного результата учительского труда с позиции требований ФГОС.
Выводы по результатам анкетирования 1. Ресурсное обеспечение в школах по предметной области «Обществознание» недостаточно для успешного перехода исторических и обществоведческих дисциплин на стандарты нового поколения; 2. Кадровый потенциал нельзя оценить однозначно: С одной стороны, около трети преподавателей имеют высшую категорию, 90-80% учительского состава историков и обществоведов владеют ПК и используют их в работе; С другой стороны, пятая часть учителей истории не имеют базового исторического образования, а 40% работающих учителей имеют предпенсионный возраст.
Выводы по результатам анкетирования 5. Учителя называют проблемы, которыми они озабочены в связи с переходом на ФГОС. В числе таких проблем они назвали: Недостаточный уровень развития материально- технической базы образовательных учреждений; Отсутствие четкого представления, что такое УУД и как их формируют; Недостаточное количество часов на историю и обществознание; Отсутствие навыков разработки учебных программ; Расхождение ФГОС с формами аттестации учащихся и др.
Новые формы повышения квалификации учителей истории и обществознания. Весьма эффективные формы повышения квалификации учителей через их участие: - в экспериментальной деятельности кафедры; -в конференциях, семинарах и конкурсах, организуемых кафедрой; - в разработке учебных программ, УМК и методических материалов (УМК «Религии России» готовился с участием учителей- практиков) - аттестационных процедурах, которые проходя при непосредственном участии кафедры.
Выводы: на кафедре истории и обществоведческих дисциплин НИРО сложилась эффективная система повышения квалификации учителей истории и обществознания Нижегородской области в условиях введения стандартов второго поколения. эта система повышения квалификации учителей способна к развитию и изменению с учетом задач, которые будут продиктованы временем.
Издательская деятельность
Ежегодная научно-практическая конференция «Национально-региональное направление: опыт, исследования, инновации»