ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ковалёва Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 9 г. Рославля
Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» ( И. Г. Песталоцци).
«Нужно, чтобы дети учились самостоятельно, а учитель руководил этим процессом и давал для него материал» К. Д. Ушинский
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности
Этапы урока : 1) Постановка учебной задачи учителем через затруднение, решить которое у учащихся не хватает средств, и присвоение ее (задачи) учениками. 2) Поиск пути решения задачи через исследовательскую деятельность (работа в группах): преобразование условий задачи, поиск общего отношения; моделирование (фиксация общего отношения в модели, схеме …) 3) Вынесение результата работы группы (модели, схемы …) на доску. 4) Заслушивание докладов групп. Вопросы на понимание, уточнение. 5) Обсуждение, вскрытие противоречий. Дискуссия. 6) Согласование. Сличение с нормой. 7) Рефлексия: Что планировали? Что сделали? Что не получилось? Почему?
Внеурочная деятельность: кружок «Если хочешь быть здоров» Дети увлеченно ищут материал в библиотеке, находят сведения на интересующие их вопросы в Интернете, встречаются с медсестрой, беседуют с учителем физкультуры; берут интервью у детей, занимающихся спортом, проводят анкетирование, строят диаграммы, анализируют полученную информацию, делают выводы.
Самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Вывод: деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.