Особенности и проблемы использования электронных образовательных ресурсов Е.Ю.Кулик.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Электронные образовательные ресурсы по естественнонаучным предметам Пикулик О.В. 12 мая 2009 г.
Advertisements

Учитель должен быть современным уметь быстро адаптироваться в изменяющихся условиях; уметь работать и принимать решения в сотрудничестве; уметь практически.
Семинар Использование новых информацион ных технологий при обучении химии.
«Использование ИКТ в процессе преподавания биологии для активизации познавательной деятельности и развития логического мышления учащихся» Цель : создание.
Повышение качества образовательного процесса на уроках химии Учитель химии Пустошило Т.И.
«Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии и экологии».
Кораблева Ольга Юрьевна учитель-логопед Место ИКТ в образовательном процессе на логопедических занятиях.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в системе информационных образовательных ресурсов (ИОР) МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»
LOGO «Особенности конструирования информационно-образовательной среды для детей с ЗПР, ОВЗ » Единый методический день 2011.
Особенности использования ЭОР на уроках информатики Учитель информатики МБОУ – лицей 32 Идрисова А. А.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Карташова Наталья Александровна, методист Новгородского регионального центра дистанционного образования
Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде.
Пашкова О.В., начальник службы информатизации образования МКУ НМИЦ Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики и ИКТ.
Целью данного проекта является - рассмотреть возможность различных программ для создания ЦОР. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие.
«Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании физики» Учитель физики МКОУ Николаевская СОШ Глушкова Татьяна Сергеевна.
WINTER Template Использование ИУМК на уроках физики Автор : Дракина Е.А. учитель физики МОУ лицей 6 г.Ессентуки.
Ни одно знание не надежно, основу надежности дает лишь прогресс поиска знаний, длящийся всю жизнь. Применение ЭОР на уроках информатики Уокке.
Транксрипт:

Особенности и проблемы использования электронных образовательных ресурсов Е.Ю.Кулик

Электронные учебные материалы Позволяют демонстрировать различные виды информации: графику, аудио – и видеоинформацию Одновременный контроль большого количества учащихся Легко хранятся и классифицируются, обеспечивают быстрый доступ к необходимой информации

Электронные ресурсы в образовании: Для учащихся Для педагогов Организация единой информационной образовательной среды (школы, муниципалитета, региона и т.п.)

Повышение эффективности процесса - главная цель применения ЭОР (достижение цели с меньшими затратами и большим качеством)

ЭОР для учащихся

Электронные учебные материалы Не облегчают работы учителя – но делают ее другой Не способны заменить учителя Не могут осуществлять полный контроль за учащимися

Эффективность использования Педагогическая целесообразность Технологическая целесообразность

Педагогический дизайн Разработка учебной архитектуры Проектирование учебной среды Это система процедур, которая помогает создавать педагогически эффективные учебные материалы. В том числе, на основе цифровых технологий Ю.А. Уваров

Два подхода в области современного педагогического дизайна - конструктивистский - целеориентированный Сторонник «цель ориентированного подхода» Мы научим тому, чему требуется научить! Сторонник «конструктивистского подхода» Мы научим мыслить и учиться!

Навыки 21 века Ответственность и адаптивность. Коммуникативные навыки Творческая и интеллектуальная активность Критическое и системное мышление Информационно-коммуникационные навыки. Навыки межличностного взаимодействия и сотрудничества Навыки решения проблем Самоорганизация Социальная ответственность

Информационное общество Возрастание объемов информации (с середины 20 века): Количество научных публикаций удваивается: С 1900 года – каждые 50 лет С 1950 – каждые 10 лет С 1970 – каждые 5 лет С 1990 – каждый год

Изменение структуры экономики в информационном обществе 2/3 рабочих мест, появившихся с 1990 относятся к высокотехнологичным областям и управлению В Европе в 1970 году было 35% рабочих мест, не требующих квалификации В 2010 – их останется только 10%

Навыки 21 века Ответственность и адаптивность. Коммуникативные навыки Творческая и интеллектуальная активность Критическое и системное мышление Информационно-коммуникационные навыки. Навыки межличностного взаимодействия и сотрудничества Навыки решения проблем Самоорганизация Социальная ответственность

Два подхода в области современного педагогического дизайна - конструктивистский - целеориентированный Сторонник «цель ориентированного подхода» Мы научим тому, чему требуется научить! Сторонник «конструктивистского подхода» Мы научим мыслить и учиться!

Определение целей обучения Цели – это то поведение, те знания, навыки и умения, которые должен продемонстрировать обучаемый, чтобы его можно было назвать «компетентным». Цели описывают желаемые результаты обучения, а не сам учебный процесс

Что именно сможет делать обучаемый? При каких условиях он это сможет делать? Насколько хорошо он это сможет делать? Определение целей обучения

Пример Учащиеся должны знать и понимать проявления пагубного воздействия наркотических веществ на человеческий организм Определение целей обучения

Перечислить не менее 5 наркотических веществ, пагубно влияющих на здоровье человека; Написать названия не менее трех галлюциногенов, описать их вредоносное воздействие; Распознавать алкоголь как один из наркотиков; Перечислить последствия неумеренного или продолжительного употребления алкоголя Определение целей обучения

Три метафоры компьютерного обучения Компьютер – хранилище информации Компьютер – развивающая среда Компьютер – обучающее устройство

Позиция разработчика учебных материалов Создам условия, чтобы ученик мог Творить! Буду направлять действия обучаемого Обеспечу свободный доступ ко всей информации К игровой площадке К обучающей машине К хранилищу информации

Компьютер как хранилище информации Компьютер - книга, где читателю доступен нелинейный текст (гипертекст), а картинки включают статическую графику, анимацию, видео и аудиофрагменты.

Достоинства: Простота организации материала Обучаемый не ограничен логикой учебного материала Недостатки: Трудно «организовать» обучаемого, нет возможности контролировать его действия, предоставлять адекватную обратную связь

Вывод: Этот подход полезен для подготовленного пользователя, который может самостоятельно организовать работу с информацией, и умеет учиться. Этот подход неприемлем для малоподготовленного пользователя, который еще не умеет ориентироваться в материале

Компьютер как развивающая среда Компьютер - среда для свободного экспериментирования, в которой можно «играть» с объектами и таким образом получить представление о их возможностях и свойствах

Достоинства: Присвоение учащимися новых способов действий Единственный способ научить решению нестандартных задач Недостатки: Сложность создания Медленное начальное освоение базовых действий Трудности контроля поисковой деятельности учащихся Требует высокой квалификации учителя

Вывод: Работу с такими средами до сих пор относят к привилегии одаренных детей, и она выходит за рамки традиционной школьной педагогики, Работа с развивающими средами вписывается в стандартный учебный процесс только при высокой квалификации учителя

Компьютер как обучающее устройство Компьютер - регулировщик, который определяет скорость и направление движения ученика при освоении учебного материала

Достоинства: Постоянный и полный контроль действий учащихся Не требуются навыки самостоятельной работы учащихся Недостатки: Ограничение самостоятельности учащихся Принципиальная невозможность предусмотреть все действия обучаемого

Вывод: Этот подход подходит для малоподготовленного учащегося, который еще не до конца освоил алгоритмы и шаблоны действий. В рамках этого подхода нельзя научить решать самостоятельные или творческие задачи

Критерии выбора подхода при создании учебных материалов Уровень исходной подготовки учащихся Содержание обучения, осваиваемые виды и способы деятельности

Критерии выбора подхода при создании учебных материалов Уровень исходной подготовки учащихся Содержание обучения, осваиваемые виды и способы деятельности Энциклопедия дает обучаемому максимальную свободу действий. Обучаемый знает, с чем он хочет познакомиться, и имеет для этого все необходимые ресурсы

Критерии выбора подхода при создании учебных материалов Развивающая среда также не направляет активность обучаемых, но ограничивает ее правилами функционирования учебной компьютерной среды. Знакомый с этими правилами ученик "творит" то, что считает нужным.

Критерии выбора подхода при создании учебных материалов проинформировать, напомнить - энциклопедия закрепить знание фактов, обучить правилам работы (отработать соответствующие навыки - тренажер. развитие творческих способностей, способов произвольных форм деятельности - развивающая среда

Электронные учебники Обычно совмещают в себе функции энциклопедии и тренажера

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В электронных учебниках реализованы те возможности, которые отсутствуют в печатном учебнике

Сформированная библиотека, включает в себя тысячи ярких иллюстраций по истории, математике, языку, физике, ИЛЛЮСТРАЦИИ биологии. Все иллюстрации были созданы для повышения эффективности образовательного процесса. химии, географии и

Фотографии сделаны профессиональными фотографами специально по поручению авторов мультимедийной образовательной программы. Необыкновенные фото были отобраны известными учены- ми, исследователями и путешественниками. ФОТО

Благодаря 3D-моделям можно посмотреть в мельчайших деталях: - физические и химические опыты; -биологические процессы и природные явления; -процессы, происходящие на микро- и макроуровне; - астрономические объекты; - химические реакции; - модели атомов и молекул; - системы и органы человеческого организма; - восстановленные архитектурные объекты; - исторические битвы и многое другое. ОБЪЕМНАЯ ГРАФИКА

Видеосюжеты незаменимы для демонстрации экспериментов и опытов, особенно опытов, которые достаточно сложно организовать в условиях школьной лаборатории. Таким образом, видеосюжеты позволяют значительно лучше усвоить теоретический материал. ВИДЕО

Пошаговый разбор решения типовых задач Около 200 полноэкранных видео- фрагментов Анимированное представление химических процессов и реакций Около 70 интерактивных трехмерных моделей молекул; Интерактивная таблица Менделеева Словарь химических терминов Около 300 фотографий высочайшего качества Интерактивные упражнения Множество интересных фактов и дополнительных сведений в разделе «Это интересно» ХИМИЯ. 8 класс

Подробный разбор решений типовых задач Интерактивные графики и модели Таблицы с разнообразной справочной информацией Свод формул, включающий все формулы курса с подробными описаниями ФИЗИКА. 7 класс Около 100 анимационных роликов, демонстрирующих процессы, происходящие вне области непосредственного восприятия человека Полноэкранные видеофрагменты с демонстрацией физических процессов и явлений

ИСТОРИЯ. 5 класс Более 20 карт Древнего мира Тексты исторических первоисточников Биографии и портреты исторических деятелей Анимированные карты Словарь терминов и понятий Более 500 фотографий и иллюстраций Анимированные ролики

ГЕОГРАФИЯ. 6 класс Более 80 карт с индексами, описаниями, возможностью навигации и масштабирования Интерактивные диаграммы и графики Более 30 анимированных роликов Сотни интерактивных упражнений Более 40 различных таблиц с важными статическими данными Более 450 фотографий Биографии Словарь

ГОТОВИМСЯ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ (ЕГЭ) теория тренинг тестирование

Объяснение нового материала Тренинг на закрепление пройденного Тестирование Обычно электронные учебники используются для

Учебно-методический комплект В результате сотрудничества с издательством «Просвещение» создан учебно-методический комплект, который включает в себя традиционный бумажный учебник С. В. Громова и Н. А. Родиной «Физика. 9 класс» и мультимедийное приложение к нему. Бумажный учебник содержит ссылки на CD. На диске представлены: видеофрагменты к данному учебному курсу электронные версии мультимедийных уроков

Возможность по-новому организовать учебный процесс Способствует лучшему пониманию и качественному усвоению знаний Пробуждает в учениках интерес к предмету и стремление к самостоятель- ной работе Мультимедийное приложение можно использовать в качестве дополнительного средства обучения на уроках физики, а также для самосто- ятельной работы учеников при подготовке домашнего задания. Учебно-методический комплект

+ CD-ROM Демонстрация мульти- медийных уроков электронной библио- теки «Просвещение» Демонстрация мульти- медийных уроков электронной библио- теки «Просвещение» к соответствующим параграфам учебника Видеофрагменты с демонстрацией опытов Видеофрагменты с демонстрацией опытов

Мультимедийные версии уроков

Видеофрагменты с демонстрацией опытов

Электронный учебник может быть эффективен, когда имеются: практически мгновенная обратная связь; возможность быстрого поиска необходимой справочной информации; демонстрационные примеры и модели; контроль (тренаж, самоконтроль, тестирование).

1. повышение целенаправленности; 2. усиление мотивации; 3. повышение информативной емкости учебного содержания; 4. активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; 5. ускорение темпа учебных действий. Основными факторами интенсификации учебного процесса с помощью электронных учебников являются:

Недостатки электронных учебников В электронных учебниках нет: 1. учета психолого-педагогических требований; 2. адресности (учета индивидуальных особенностей обучающегося, состояния его здоровья (например, инвалидности), профессиональной направленности в обучении и т.д.); 3. междисциплинарных связей и строгой преемственности материала;

При оценке ЭУ учитываются: Технические характеристики Эргономические параметры Содержательный и методический компонент

ЭУ редко используются в учебном процессе, т.е. чаще всего отсутствуют методические рекомендации авторов по работе с учебником: Вопросы и задания для работы с классом Организация самостоя- тельной деятельности учащихся

Сетевые образовательные ресурсы для учащихся 1. Обучающие информационные материалы 2. Обучающие олимпиады и конкурсы 3. Дистанционные курсы

Телекоммуникационные проекты

Математическая игра Кенгуру Игра-конкурс – для младших классов

Центр "Эйдос Центр "Эйдос Центр дистанционного образования " Эйдос" проводит для школьников дистанционные образовательные проекты, в которых могут принять участие все зарегистрированные учащиеся. Победители проектов получают призы!призы! Для участия в дистанционных проектах необходимо выслать заявку в срок, обозначенный в положении выбранного проекта. Предварительно можно познакомиться с работами призёров предыдущих версий проекта. ВАЛЕНТИНКИ ЛЕТОПИСЬ ПОБЕДЫ ВИРТУАЛЬНЫЙ ГОРОД КУНСТКАМЕРА ФЕНОМЕНОВ ЛИТЕРАТУРНАЯ ХРЕСТОМАТИЯ ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ РОДОСЛОВНЫЕ ВИТРИНА РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОТКРЫТОК ВЫСТАВКА ТРИПТИХОВ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Права и дети в интернете Права и дети в интернете

Детские проекты

Региональные конкурсы и проекты Школьных команд Флеш-открытка

ЭОР для учителя

методические, нормативные, информационные материалы (сайты, порталы, рассылки) консультирование (форумы) профессиональные сетевые сообщества учебные материалы (дистанционные курсы)

Порталы

Сетевое сообщество методистов

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Сеть творческих учителей it-n.ru

Сетевое сообщество учителей информатики Саратовской области

Дистанционные курсы Сар ИПКиПРО

Средства организации единой информационной среды

Единая информационная среда - внутри школы (медиатека) - муниципальной (сайт, сообщества) - региональной (порталы, сообщества, вики-сервера) вики-сервера

Учителю нужны в Сети: Методические, учебные, нормативные материалы; Возможность проконсультироваться и получить помощь; Возможность обучаться; Возможность презентовать свой опыт (конкурсы, наработки)