(Электронное приложение к циклу уроков для подготовки к ЕГЭ ) Учитель русского языка и литературы : МОЛЧАНОВА Анжела Михайловна ГБОУ СОШ 2 c. Обшаровка Приволжского р-на Самарской обл.
это нормы построения словосочетаний, простых предложений, сложных предложений.словосочетаний
1. Согласование и управление. 2. Построение предложений с деепричастным оборотом, с причастным оборотом, с однородными членами. 3. Сложноподчиненные предложения. 4. Предложения с прямой и косвенной речью.
1.Нарушение: В пьесе Островского «Грозе» разоблачается «темное царство». Норма: В пьесе Островского «Гроза» разоблачается «темное царство». (названия произведений при родовом слове не изменяются, так как это несогласованное приложение в именит. падеже).
1. Определяемое слово +прич. оборот Нарушение: Одним из видов искусства, существующим с древности, является резьба по дереву. Норма: Одним из видов искусства (какого?), существующего с древности, является резьба по дереву.
1. Деепричастие может относиться только к действующему подлежащему: Присутствующие согласились с докладчиком, возражая лишь против отдельных положений. 2. Допускается использование в безличном предложении при инфинитиве: Возвращаясь домой, нужно зайти в булочную.
благодаря согласно вопреки только наперекор дательный навстречу падеж навстречу падеж подобно 1. Вопреки (чему?) уговорам.Вопреки (чему?) уговорам. 2. Предлог ПО - с Д.п, В.п, П.п. Норма: по приезде, по возвращении, по прочтении книги.
вследствие ввиду ЧЕГО? в случае родительный падеж.
Предлог ПО в сочетании с глаголами, обозначающими чувство (вздыхать, горевать, грустить, скучать, тосковать, плакать), управляет дат. падежом. Норма: тосковать по (кому?)жене, но с местоимениями МЫ, ВЫ – (о КОМ?) пред. падеж, по вас, по нас.
Предел (чему?), вера (во что/ перед кем/ чем?), Превосходство (над кем/ чем?) Памятник (кому/ кого?) Уделять внимание (чему?) Обращать внимание (кого/что?) и т.д.
Воплощение во что-либо - претворение в чем; Обидеться на что-либо- обижен кем; Обрадоваться чему-либо – обрадован чем; Оплачивать что - заплатить за что; Уверенность в чем – вера во что; Отзыв о чем - рецензия на что…и т.д.
1.Все, кто видел этот фильм, отзывались о нем положительно. 2. Слова «большинство, меньшинство, несколько» с неодуш.сущ. употребляются в ед.числе: большинство столов было занято 3. Во мн. числе с одуш. сущ.: несколько участников выбыли из борьбы.
Норма : Трест организовал (что?) предприятие и руководил ( чем?) им. Нарушение: Трест организовал и руководил предприятием.
Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи. Нарушение : Главный герой полюбил войну (сущ) и рисковать ( глаг) жизнью.
Запомните: нельзя составлять неправильные пары сопоставительных союзов: норма 1. не только…, но и…; 2. как …, так и … ; 3. не столько…, сколько…; 4. не так…, как…; 5. хотя и…, но…; 6. не то что(бы)…, но(а)…; 7. если не…, то…
Косвенная речь- это способ передачи чужой в виде придаточного предложения. В косвенной речи должна меняться форма местоимения : Нарушение: Пушкин писал, что «в свой жестокий век восславил я свободу». Норма: Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.
1.Все, кто видели этот фильм, отзывались о нем положительно. 2. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 3. О великой любви Орфея рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады», составленной А. Немировским. 4. Руководство завода уважает и заботиться о своих работниках. (3)
1. Мы помним и гордимся героическим прошлым. 2. Успех зависит не только от сноровки, но и знания. 3. Тема «маленького человека» является актуальной в рассказе «Станционном смотрителе». 4. По окончанию урока мы направились в столовую. (2)
1. Он был очень рассержен на шутку, которую никто не заметил. 2. В самолете мы заняли места согласно купленных билетов. 3. Большинство учеников участвовали в соревновании. 4. Известный критик написал рецензию о новой повести. (3)(3)
1. Бабушка еще долго скучала по нас. 2. Надо уделять внимание качеству, а не количеству. 3. В детстве мама меня спрашивала: «Кем я хочу быть?» 4. Ввиду сильного наводнения жители острова были эвакуированы. (3)
Удачи на ЭКЗАМЕНАХ!
Источники. 1. Русский язык. ЕГЭ в новой форме. Тренировочные задания. М., Просвещение. Эксмо ЕГЭ Сдай ЕГЭ на все 100. С.Ю.Иванова. Самара С.И Львова, Т.И. Замураева. Русский язык. Тренировочные задания. 4. Г.Т. Егораева, Е. Л. Ерохина, Т. И. Козлова. Русский язык. Практикум. М.: «Экзамен»,