Автор : Хохлова М. С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043
Деепричастие – это часть речи, образованная от глагола и совмещающая в себе признаки глагола и наречия. Деепричастие обозначает добавочное действие. Значит, в предложениях с деепричастным оборотом основное действие обозначается глаголом - сказуемым, а добавочное действие – деепричастием. Главное, что оба действия совершает один объект – подлежащее. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ
Предложения с деепричастным оборотом можно перестроить : либо в предложение с однородными сказуемыми, либо в сложноподчиненное предложение. В обоих случаях оба действия будут совершаться одним объектом. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ
Найдя лодку, туристы обрадовались. Объект, совершающий действие – туристы ( подлежащее ). Основное действие – обрадовались ( глагол - сказуемое ). Добавочное действие – найдя ( деепричастие в составе деепричастного оборота ). Перестроим : Туристы нашли лодку и обрадовались. Когда туристы нашли лодку, они (= туристы ) обрадовались. ПРИМЕР
Деепричастный оборот может употребляться и в безличных предложениях ( предложениях, в которых нет и не может быть подлежащего ). В этом случае деепричастие также должно обозначать действие того же лица, что и сказуемое. Подлежащее можно, условно говоря, восстановить. Главное правило то же : оба действия должны совершаться одним объектом ! БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
Изучая иностранный язык, необходимо много читать. Основное действие – необходимо читать ( составное глагольное сказуемое ). Добавочное действие – изучая ( деепричастие в составе деепричастного оборота ). Восстановим подлежащее : Объект, совершающий действие – вы, тот ( подлежащее ). Перестроим : Если вы изучаете иностранный язык, вам необходимо много читать. ( объект один – вы ) Тому, кто изучает иностранный язык, необходимо много читать. ( объект один – тот ) ПРИМЕР
1. В каждом из 4- х предложенных предложений найди подлежащее и сказуемое. Если среди предложенных есть безличное предложение, с ним работай в последнюю очередь. 2.Определи, обозначает ли имеющееся деепричастие добавочное действие подлежащего. Для этого перестрой предложение в предложение с однородными членами или в СПП. 3. Поработай с безличным предложением. Определи, относятся ли оба действия к одному объекту. 4. Выбери из 4- х предложений одно, в котором и деепричастие, и глагол относятся к подлежащему. АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ А 4
Дойдя до реки,.. А ) усталость овладела нами. Б ) мы устроили привал. В ) в зарослях камыша нашлась лодка. Г ) началась рыбалка. ТРЕНИРУЕМСЯ : ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Плывя в лодке,.. А ) множество птиц виднелось по берегам реки. Б ) начиналась гроза. В ) путешественники наслаждались пейзажем. Г ) опоздание становилось все более очевидным. ТРЕНИРУЕМСЯ : ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Собираясь в поход,.. А ) ребята тщательно продумали все детали путешествия. Б ) на рассвете был назначен сбор. В ) родителями было закуплено много провизии. Г ) синоптики обещали непогоду. ТРЕНИРУЕМСЯ : ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Подъезжая к станции,.. А ) с меня слетела шляпа. Б ) в вагоне стало шумно. В ) громко залаяли собаки. Г ) пассажиры забеспокоились и начали собираться. ТРЕНИРУЕМСЯ : ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Набирая скорость,.. А ) в окно было видно мелькание телеграфных столбов. Б ) поезд быстро приближался к горному перевалу. В ) наверстывалось двухчасовое опоздание поезда. Г ) за окном раскинулись леса и поля. ТРЕНИРУЕМСЯ : ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ