Совершенствование порядка определения цен на розничном рынке в неценовых зонах 2014 г. директор Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики Российской Федерации П.Н. Сниккарс
Плановый период – определение балансов и утверждение тарифных решений Фактическая поставка – формирование фактической цены с учетом загрузки генерации на ОРЭ 2 Существующий механизм определения розничных цен Сбытовая надбавка Плата за иные услуги Услуги по передаче Индикативная цена (плановая покупка на ОРЭ) Сбытовая надбавка Плата за иные услуги Услуги по передаче Покупка э/э и мощности на ОРЭ Сбытовая надбавка Плата за иные услуги Услуги по передаче Покупка э/э и мощности на ОРЭ Т розн + l*α*β Т розн Таким образом: утверждаемые розничные тарифы НЕ применяются в расчетах с потребителями, вводя их и контрольные органы в заблуждение итоговые цены определяются через сложную систему дополнительных коэффициентов выпадающие доходы от существующей системы по данным ОАО «ДЭК» на 2014 год составят 800 млн руб
3 Для крупных потребителей (свыше 670 к Вт): трехставочная цена Для мелких потребителей (менее 670 к Вт): Одноставочная цена Цена дифференцированная по часам суток Трехставочная цена Тарифное меню Оплата отклонений Крупные потребители в обязательном порядке оплачивают ГП отклонения фактического объема потребления от планового с применением повышающих (понижающих) коэффициентов: 1,0 при отклонении менее 5% 1,75 при отклонении от 5% до 10% 2,0 при отклонении свыше 10% К повыш = К пониж = 1,0 при отклонении менее 5% 0,35 при отклонении от 5% до 10% 0,25 при отклонении свыше 10% Обязательная оплата отклонений формирует дополнительную нагрузку на потребителей, не отраженную в конечной цене, но имеющую место в конечной стоимости электроэнергии Зачастую отклонения ГП (ЭСК) на оптовом рынке отсутствуют, но при этом крупные потребители оплачивают индивидуальные отклонения Существующий механизм определения розничных цен
4 Недостатки действующей системы определения цен 1. Итоговая цена для потребителей отличается от утвержденной органами регулирования и формируется сложной системой дополнительных коэффициентов (яркий пример – отличия плановых и фактических цен в Калининграде) 2. Система расчёта цен через регулируемые коэффициенты формирует существенный выпадающие доходы регулируемых организаций (яркий пример – выпадающие ОАО «ДЭК») 3. Обязательная оплата отклонений крупными потребителями и необходимость индивидуального планирования противоречат задачам, поставленным Правительством Российской Федерации 4. Расчет итоговых цен не может быть проверен органами регулирования и конечными потребителями 5. Отсутствует порядок учета розничной генерации при формировании цен
5 Предложения Минэнерго России I этап: с 1 июля 2014 года ввести корректировочный коэффициент, приводящий определенные цены в соответствии с механизмом действующей трансляции к фактическим ценам Цель - оперативное исключение выпадающих доходов сбытовых организаций II этап: c 1 января 2015 года ввести механизм определения фактических цен без корректировочных коэффициентов прямой трансляцией с оптового рынка Цель - упрощение существующего механизма трансляции для потребителей Фактические затраты ГП (ЭСК) на покупку э/э и мощности на оптовом рынке Затраты ГП (ЭСК) на покупку э/э и мощности на розничном рынке Тариф на услуги по передаче Сбытовая надбавка Инфраструктур ные платежи
6 Переход к новой системе ценообразования 1-ставочная цена Дифференцированная по зонам суток 3 х-ставочная цена без планирования 3 х-ставочная цена с планированием 1 ценовая категория: интегральный учет + 1-ставочный тариф на услуги по передаче 1 ценовая категория: интегральный учет + 1-ставочный тариф на услуги по передаче 2 ценовая категория: зонный учет + 1-ставочный тариф на услуги по передаче 2 ценовая категория: зонный учет + 1-ставочный тариф на услуги по передаче 3 ценовая категория: почасовой учет + 1-ставочный тариф на услуги по передаче 4 ценовая категория: почасовой учет + 2 х-ставочный тариф на услуги по передаче 3 ценовая категория: почасовой учет + 1-ставочный тариф на услуги по передаче 4 ценовая категория: почасовой учет + 2 х-ставочный тариф на услуги по передаче 5 ценовая категория: почасовой учет + 1-ставочный тариф на услуги по передаче + планирование 6 ценовая категория: почасовой учет + 2 х-ставочный тариф на услуги по передаче + планирование 5 ценовая категория: почасовой учет + 1-ставочный тариф на услуги по передаче + планирование 6 ценовая категория: почасовой учет + 2 х-ставочный тариф на услуги по передаче + планирование Таким образом, структура цен не меняется, вводится прозрачная и понятная система выбора цены. Планирование осуществляется только по собственному желанию потребителя
7 1. Упрощение порядка формирования цен для потребителей: цены формируются исходя из прямых затрат на поставку электрической энергии и мощности, исключается применения тройных преобразований коэффициентами 2. Исключение необходимости обязательного планирования и оплаты отклонений для крупных потребителей. Взамен им предоставляется право выбора ценовых категорий в зависимости от выбранного тарифа на услуги по передаче и имеющегося учета 3. Внедрение единых принципов расчета и контроля цен для потребителей на всех территориях Российской Федерации При этом: Порядок формирования цены на оптовом рынке не изменяется Прогнозные цены на очередной год формируются НП «Совет рынка» Переход потребителей на новую систему осуществляется в плановом режиме в течение полугода Преимущества системы прямой трансляции цен
Спасибо за внимание 2014 г.