Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы Мышление начинается с проблемной ситуации. С. Л. Рубинштейн
Учение без мысли – напрасный труд. Конфуций Актуальность проекта Наша жизнь – большая проблемная книга, которая перед каждым из нас ставит свои эксклюзивные задачи, и от нас требуется выйти из разных жизненных ситуаций достойно. Алгоритму поиска выхода из разных жизненных ситуаций учит технология проблемного обучения
История вопроса Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат …в слабо освещенных сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания… К. Д. Ушинский
… Познание приводит к качественному изменению объекта познания познание изменяет само существование предмета познания… Джон Дьюи
Составляющие проблемного обучения Постановка проблемной задачи (создание проблемной ситуации) Появление познавательной потребности Повышение мыслительной активности уч- ся, развитие интеллекта Эскалация способностей учащихся, его мотивация к учению
Проблемное обучение - -это тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки… М. И. Махмутов
Проблемное учение – - это учебно-познавательная деятельность уч-ся по усвоению знаний и способов действия путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования
Проблемная ситуация - - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать
Сравнительная характеристика обучения традиционного Материал дается в готовом виде, требуется его осмысление и запоминание Проблемы, преграды вызывают временное выключение из дидактического процесса проблемного Новую информацию получают в ходе решения теоретических и практических задач В ходе решения проблемы преодолевает трудности, активность и самостоятельность достигает здесь высокого уровня
Сравнительная характеристика обучения традиционного Темп передачи информации ориентирован на более сильных, средних или слабых учащихся Контроль достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью проблемного Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов
Проблема – задача, подлежащая разрешению, исследованию известное Проблема должна быть: доступной пониманию учащихся посильной неизвестное заинтересовать учащихся естественная постановка проблемы
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью. Л. Н. Толстой
Пути создания проблемной ситуации Проблемная ситуация с затруднением, удивлением подводящий диалог «яркое пятно» актуальность
Сложноподчиненное предложение: «проблемная ситуация – с удивлением» Мальчик ел мороженое Которое он ел всякий раз Когда он приносил хорошие отметки Потому что приносил он не только хорошие отметки Так что родители покупали мороженое Чтобы заинтересовать его учением Хотя ему куда интереснее было играть со щенком.
Так как щенок очень любил мороженое то при встрече с мальчиком он всегда ждал от него лакомства поэтому малыш делился с ним если был в хорошем настроении.
Русский язык в современном мире, 9 кл Образовательная технология «Вариант» Форма работы – групповая Принципы работы – «плюс», «минус», «интересно» Девиз работы: «Границы моего языка означают границы моего мышления» ( Л. Витгенштейн) Анализ текста Лукина «На каком языке они говорят?»
Этапы проблемного диалога на уроках литературы Формулирование проблемного вопроса Выдвижение гипотез, предложений о путях решения проблемы, обоснование путей решения Доказательства выдвинутых предположений с опорой на текст Решение проблемного вопроса, выводы, обобщения результатов
Трудности в применении опыта Дефицит учебного времени: учащиеся не успевают самостоятельно пройти все этапы познания учебного материала(мнений много, необходимо выслушать всех) Неоднородный состав класса(«синдром первой руки») Содержание учебников требует их анализа
Пять плюсов проблемного обучения Способность к исследованию Способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия Способность принимать решения Способность осуществлять принятое решение Способность осваивать новые виды деятельности
Когда вы слушаете, вы забываете. Когда вы видите, вы понимаете, Когда вы действуете, вы научаетесь.