ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» Развитие музыкального восприятия Музыкальный руководитель: Карпова И.А.
Слушание музыки, ее восприятие и анализ основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Деятельность- это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.
Виды музыкальной деятельности
Известный музыкант-психолог Е. В. Назайкинский предлагает различать два термина: - восприятие музыки Музыкальное восприятие В зависимости от того, состоялось ли оно.
Музыкальное восприятие сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Одновременно это и процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.
Музыка как искусство -Музыка- искусство прямого и сильного эмоционального воздействия – наиболее глубоко и непосредственно влияет на ребёнка с первых дней его жизни. - Музыка прежде всего классическая, формирует духовный мир человека в целом.
Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога – увлечь ребёнка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитание личности на её классических образцах.
Для эстетического развития дошкольников используются в основном два вида музыки: инструментальная и вокальная.
Слушание музыки детьми раннего и младшего возраста Первое ознакомление с музыкой предусматривает целостное восприятие, осмысление ее общего настроения. Восприятие музыки детьми младшего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью.
Слушание музыки детьми среднего и старшего возраста. У детей старшего дошкольного возраста рождает более разнообразные впечатления важная форма эмоционального обогащения маленьких слушателей концерты. Они наполняют жизнь детей яркими впечатлениями, создают приподнятое, праздничное настроение.
I-младшая группа Развитие у детей интереса к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения Развивать умения внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, эмоционально реагировать. Развивать умения различать звуки по высоте.
II-младшая группа Приобщение к народной и классической музыке. Знакомство с тремя музыкальными жанрами. Формирование эмоциональной отзывчивости. Формирование умения слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер, определять, сколько частей в произведении. Развитие способности детей различать муз. звуки по высоте в пределах октавы. Совершенствование умения различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов
Средняя группа Закрепление знаний о жанрах в музыке. Обогащение музыкальных впечатлений, содействие развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке. Формирование навыков культуры слушания. Развитие умения чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном. Формирование умения замечать выразительные средства музыкального произведения Развитие способности различать звуки по высоте
Старшая группа Развитие у детей интереса и любви к музыке, музыкальной отзывчивости на нее. Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой; со структурой 2- и 3- частного музыкального произведения, с построением песни. Продолжение знакомства с композиторами. Воспитание культуры поведения при посещении концертных залов, театров
Продолжение знакомства с жанрами музыкальных произведений Развитие музыкальной памяти через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения. Совершенствование навыка различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов
Подготовительная группа Приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественно-эстетического вкуса. Обогащение музыкальных впечатлений детей Знакомство с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры; профессиями. Развитие навыков восприятия звуков по высоте в пределах квинты-терции. Обогащение впечатлений, формирование музыкального вкуса, развитие музыкальной памяти. Развитие мышления, фантазии, памяти, слуха.
Знакомство с элементарными музыкальными понятиями, жанрами, творчеством композиторов и музыкантов. Знакомство с мелодией Государственного гимна Российской Федерации.
Преемственность школы и дошкольного учреждения в музыкальном воспитании выражается, прежде всего, в том, что ведущим видом музыкальной деятельности признается восприятие музыки.