ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛОВ. ПОНЯТИЕ О ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Урок 3
ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ Я молчал Ты молчал Он молчал Я молчал-а Ты молчал-а Она молчал-а Оно (радио) молчал-о Мы молчал-и Вы молчал-и Они молчал-и
В русском языке есть простые предложения и сложные. Сложные предложения состоят из двух или наскольких простых предложений. Простые предложения Сложные предложения 1. Мой отец работал на заводе. Моя мать работала в школе. 2. Мой отец работал на заводе. Моя мать работала на заводе. 3. Мой отец работал на заводе. Моя мать работала в школе. 4. Наша семья была большая. Жили мы дружно. 5. Моя младшая сестра ходила в детский сад. Детский сад находился недалеко от нашего дома. 1. Мой отец работал на заводе, моя мать работала в школе. 2. Мой отец работал на заводе, и моя мать работала на заводе. 3. Мой отец работал на заводе, а моя мать работала в школе. 4. Наша семья была большая, но жили мы дружно. 5. Моя младшая сестра ходила в детский сад, (какой?) который находился недалеко от нашего дома.
ЗАПОМНИТЕ! Между простыми предложениями в составе сложного предложения надо ставить запятую (,) Мой отец работал на заводе, а моя мать работала в школе.
ДРУЗЬЯ (ТЕКСТ) Меня зовут Нияз. Я токарь. Сейчас я служу в армии, а раньше работал на заводе. Мои друзья – Назым, Габбас и Мухлис – также работали на заводе. Назым – механик, Габбас – монтёр, а Мухлис – слесарь. Они любили свою работу. Вечером мы обычно отдыхали, любили читать техничаские журналы. Играли в шахматы или в компьютерные игры, гуляли, часто ходили в кино. Мы смотрели все новые кинофильмы. С нами часто ходила гулять сестра Назыма Назира. Мы любили также петь, танцевать. Я и мои друзья изучали русский язык. Особенно хорошо занимался Назым. Он помнил все слова и тексты, например: «Первое знакомство», «Квартира», «Я изучаю русский язык». Иногда мы просили его рассказать что-либо на русском языке и посчитать по- русски. Назым сидел или ходил по комнате и говорил. А мы молчали и слушали, а потом произносили звуки и слоги. После этого мы повторяли слова и выполняли упражнения. Назым часто давал нам новые книги и журналы на русском языке, и мы с удовольствием читали их. Теперь мои друзья также служат в армии.
ПРОФЕССИЯ ТОКАРЬ Токарь м. Рабочий, который занимается механичаской обработкой металла, дерева и других материалов посредством обточки.
ПРОФЕССИЯ МЕХАНИК Механик м. Тот, кто занимается эксплуатацией и ремонтом машин и механизмов.
ПРОФЕССИЯ МОНТЁР Монтёр м. 1. Сборщик, установщик машин, механизмов. м. 2. Специалист по электричаскому оборудованию, проводке, электромонтёр.
ПРОФЕССИЯ СЛЕСАРЬ Слесарь м. Рабочий, который занимается ручной обработкой металлов, сборкой машин и оборудования, починкой металличаских изделий.
Задание 1 Произнесите правильно: (Мягкие [ч], [щ]): Часто, вечером, изучали, учился, молчала, читала; считать. (Мягкие [с], [т], [д]): Сейчас, все; техничаский, текст, тема, по комнате; на заводе, сидел, делали.
ПО-РУССКИ ГОВОРЯТ ТАК: Мы играли в футбол. Мы играли в волейбол. Мы играли в шахматы. Учить (что?) стихи. Учить (что?) песню. Учить (что?) слова. Я играл на гитаре. Я играл на аккордеоне. Я играл на скрипке. Изучать (что?) язык. Изучать (что?) физику. Изучать (что?) математику.
Задание 2 Вместо точек употребите глаголы учить или изучать. 1. Дети … песню. 2. В школе … литературу и историю. 3. Какой язык вы … ? 4. Какие слова вы … ?
Задание 3 Вместо выделенных глаголов употребите глаголы, данные справа. Я люблю читать. Мы просили Назыма рассказать что-либо. петь, танцевать, играть, прочитать, написать, перевести
Задание 4 Укажите однокоренные слова. Новый, техник, русский, техникум, новость, техничаский, по-русски, техника.
Задание 5 Образуйте от существительных при помощи -ск- (-аск-) прилагательные и согласуйте их с существительными из скобок. а) Дети (книга) – детская книга, брат (помощь), город (улицы), институт (здание); б) техника (новости) – техничаские новости, ученик (ручка), гимнастика (упражнение), физика (журнал).
Задание 6 Спишите. Употребите слова из скобок в нужной форме. 1. (Я) зовут Назира. 2. Я работаю на (фабрика). 3. Я (любить) петь и танцевать. 4. Мы часто (ходить) в (парк), на (стадион). 5. Я изучаю (русский язык).
Задание 7 Выпишите из текста (слайд 5) сложные предложения. Прочитайте ещё раз текст (слайд 5) и ответьте на вопросы. Где раньше работал Нияз? Как звали его друзей? Кто они? Как они работали? Что делали друзья вечером? Какие журналы они любили читать? Кто с ними часто ходил гулять? Кто любил петь и танцевать? Какой язык изучали друзья? Кто занимался особенно хорошо?
УПРАЖНЕНИЕ 1 Прочитайте вопросы и ответы с правильной интонацией. А. 1. Наташа жила на Урале? – Да, жила. 2. Ты узнала её адрес? – Да, узнала. 3. А она не забыла твой адрес? – Нет, не забыла. 4. Ты уже поступила в институт? – Нет, ещё не поступила. 5. Ты выписывала журнал «Новое время»? – Да, выписывала. Б. 1. Что ты делал вчера? – Я вчера занимался. 2. Что ты делала вчера? – Вчера я сидела дома и читала. 3. Что делала Татьяна утром? – Татьяна утром готовила обед. 4. Что делал Андрей вечером? – Вечером Андрей смотрел телевизор. 5. Что вы делали вчера? – Вчера мы ходили в кино. 6. Что они делали вчера? – Вчера они играли в шахматы.
УПРАЖНЕНИЕ 2 Прочитайте предложения. Скажите: Какой род у существительных и глаголов прошедшего времени? 1. Машина работала хорошо. 2. Радио молчало. 3. Артист пел. Какое число у существительных и глаголов? 1. Девочка играла. 2. Мои друзья вчера дежурили.
УПРАЖНЕНИЕ 3 Вместо точек употребите данные глаголы в прошедшем времени. Ходить Смотреть – Мария, ты … в выходной день в театр? – Да. – А кто … с тобой? – Подруга. – А куда … родители? – Они … в гости. – Тоня, ты … последний фильм? – Какой? – «Случай на реке». – Да, …. – А Виктор? – Мы вместе … вчера.
УПРАЖНЕНИЕ 4 Когда один человек говорит: Другой может сказать: – Ты уже выполнил это упражнение? – А ты? – Выполнил. – Ещё не выполнил. – Давно. – Нет, забыл выполнить. – Я получил вчера письмо от друга. – Я тоже получил вчера письмо. – А я получил вчера телеграмму. – Что пишет твой друг? – Где он живёт? – Он поступил в институт?
УПРАЖНЕНИЕ 4 (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Что можно сказать в этих случаях? 1. Ты ходила вчера в кино? 2. Твой друг поступил в техникум? 3. Я выписал техничаский журнал. 4. Она изучала русский язык.
УПРАЖНЕНИЕ 5 Составьте и запишите предложения с глаголами играть, слушать, смотреть, ехать, читать, гулять, петь, танцевать в форме прошедшего времени женского рода.
УПРАЖНЕНИЕ 6 Прочитайте. ЧЕТЫРЕ СЕСТРЫ Живут четыре сестры: Маша, Валерия, Лида и Тамара. Каждая из четырёх сестёр играет на одном музыкальном инструменте и знает один иностранный язык. Маша играет на аккордеоне. Та, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Одна из них играет на гитаре. Её зовут не Валерия. Девушка, которая говорит по-немецки, не Лида. Маша знает итальянский язык. Тамара не играет на скрипке и не говорит по-английски. Валерия не знает французского языка. Лида не играет на пианино. Та, которая играет на гитаре, не говорит по-итальянски. На каком музыкальном инструменте играет Валерия и какой язык она изучает? Спишите текст. Употребите глаголы в прошедшем времени.
УПРАЖНЕНИЕ 7 Употребите в вопросе глагол делать в форме прошедшего времени. 1. Что ты вчера … ? 2. Что она вчера … ? 3. Что вы … во дворе? 4. Борис недавно был в Минске. – Что он там … ? 5. Летом моя подруга жила в деревне. – Что она там … ? 6. Мои друзья вчера долго оставались в цехе. – Что они там … ?
УПРАЖНЕНИЕ 8 Закончите предложения. 1. … зовут Николай. 2. Знакомьтесь, пожалуйста, …. 3. Мне нравится …. 4. Я люблю …. 5. В выходной день мы ездили за город и играли там в …. 6. Вечером мы собирались у Назиры. Искандер играл на …, а она пела народные песни.
УПРАЖНЕНИЕ 9 Напишите по вопросам сочинение на тему «Мой друг». Вопросы: Как зовут вашего друга? Кто он? Где он живёт? Где он работает? Что он делает в выходной день?
Благодарю за внимание! Желаю успехов в овладении русским языком! Составила: Н.Н. Гордей