« История политических и правовых учений» Тема 7. Политико-правовые учения в западной Европе XIX в. Практическое занятие 2 Цель занятия: Время: 2 часа План занятия 1. Отработка вопросов по содержанию темы 2. Самоконтроль усвоения учебного материала 3. Выполнение заданий занятия 4. Контрольное тестирование Москва 2010
Тема 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XIX В. Первой половине XIX в. Либерализм (И. Бентам, А. де Токвиль, В. Гумбольдт). Социализм (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Позитивизм (О. Конт) Европейская политико-правовая мысль второй половины XIX в. Юридический позитивизм Дж. Остина. Учение Р. Иеринга о государстве и праве. Социологический позитивизм Г. Спенсера. Теория насилия Гумпловича. Основные политические и экономические идеи марксизма. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о коммунистической формации. Либерализм СоциализмПозитивизм В то время, как либералы стремились укрепить, усовершенствовать и популяризировать буржуазные порядки: частную собственность, свободу предпринимательства, конкуренцию и т.д., в Западной Европе выступили мыслители, которые подвергли эти порядки резкой критике и разработали проекты общества, которое, по их мнению, сумеет избавиться от эксплуатации и угнетения, обеспечит каждому индивиду достойное существование. Основатель философии позитивизма, известной также под названиями «социальная физика» и «социология», Огюст Конт ( гг.) обозначил новую перспективу в историческом движении общества, обнаруженную и предсказанную научным знанием. Важнейшее влияние на становление его взглядов оказала социальная философия Сен- Симона. В 1822 г. Сен-Симон и Конт разработали «План научных работ, необходимых для реорганизации общества», в котором провозглашена идея о том, что политика должна стать «социальной физикой», а целью последней станет открытие естественных и неизменных законов прогресса, аналогичных ньютоновскому закону тяготения в физике.
Прудон о государстве и праве. В противоположность теориям государственного социализма анархизм выступал за социальную революцию не при помощи государства, а против государства. Государство – централизованную иерархию чиновников и военных – анархизм считал не менее жестоким, чем буржуазия, угнетателем и эксплуататором трудящихся. Анархизмом называется отрицание государственной власти, замена ее общественным самоуправлением. Первым крупным теоретиком этого направления социалистической идеологии XIX в. был Пьер Жозеф Прудон. Труд: «Что такое собственность?». Учение Б. Чичерина о государстве и праве. Видным деятелем либерального движения Борис Николаевич Чичерин (1828–1904). Его перу принадлежат труды по государственному праву, истории политико правовых учений, истории русского права. Чичериным были подготовлены фундаментальное пятитомное исследование История политических учений. Чичерин воспринял философию Гегеля, однако гегелевскую триаду (тезис, антитезис, синтез) заменил схемой из четырех элементов - круговорот четырех начал. В общественной жизни он различал: власть (первоначальное, внешнее единство), закон, свободу (две противоположности), общую цель (окончательное, внутреннее единство). В общежитии различаются четыре союза: семья (естественный союз, первоначальное единство), гражданское общество (частный союз, стремящийся к множеству, область внешней свободы), церковь (отвлеченно-общий союз как носитель нравственного закона, сфера внутренней свободы) и государство (верховный, державный союз людей, образующий единое, постоянное и самостоятельное целое)
Учение С. Муромцева о государстве и праве. Муромцев С.А. – основатель социологического подхода к праву. Право – совокупность юридических отношений, правовой порядок. Нормы – это атрибуты порядка. М. выступал за свободу, которая выражалась бы и в свободе судебного правотворчества. Профессор юридического факультета Московского университета, лидер конституционно- демократической партии, председатель I Государственной думы. Муромцев считал право отношением, сложившимся между людьми на основе интереса. Правовые отношения, по его концепции, существуют не разрозненно, а группируются в определенную систему. «Вся совокупность прав, существующих в данное время в данном обществе, образует правовой порядок». Исходя из единства фактического и юридического отношений, Муромцев определял право как порядок отношений, защищенных организованным (юридическим) способом. Поскольку одно и то же фактическое отношение может быть предметом не только юридической, но и иных санкций (моральной и др.), постольку правовой порядок не существует отдельно как конкретное целое, но составляет элемент одного общественного порядка. Правовой порядок есть элемент общественного порядка, произведенный юридической защитой. Будучи приверженцем социологической концепции права, Муромцев считал, что юриспруденция не может ограничиться изучением только догмы права (технико- прикладной дисциплины, занятой описанием, систематизацией, классификацией и комментированием действующего права). Теория права, писал Муромцев, должна стремиться открыть социологические законы развития и преемственности права как определенной части социальных явлений. Задача юриста, по его мнению, состоит не только в обобщении действующего, но и в реформе существующего и создании нового права. Поэтому, кроме догмы права, он выделяет как часть юриспруденции объективно-научное исследование права (право как оно есть) и политику права – отрасль, изучающую право с точки зрения определенного идеала (право как оно должно быть).
Основные политические и экономические идеи марксизма Марксизм возник в 40-х гг. XIX в. Основоположники этого учения Карл Маркс ( гг.) и Фридрих Энгельс ( гг.) пытались выяснить условия и указать пути реального освобождения трудящихся от любых форм эксплуатации, социального угнетения, бесправия, неравенства. Специфика марксистской историко-материалистической концепции государства и права состоит в анализе явлений политической и правовой жизни как составных частей классовой общественно-экономической формации, отказе от усмотрения в политико- юридических институтах феноменов религиозного, психологического, этнического порядка. Упомянутый подход зиждется на идее зависимости государства и права от уровня общественного разделения труда, классовой структуры и соотношения классовых сил в обществе. К.Маркс Карл Маркс известен как создатель марксизма, автор знаменитого труда «Капитал». Первый том «Капитала» был выпущен в 1867 году, а последующие второй и третий тома подготовил к изданию Энгельс, так как Маркс не успел завершить работу над ними. Карл Маркс известен также как политический мыслитель, философ и экономист. Он родился в Германии, в 1818 году. В 1841 году Маркс защищает диссертацию, и ему присваивают степень доктора философии, а в 1842 году становится главным редактором «Рейнской газеты». В период революции гг. в Европе Карл Маркс активно участвует в коммунистической организации «Союз коммунистов». Вместе с Энгельсом они пишут программу этой организации, «Манифест Коммунистической партии». Революция стала первой, так называемой исторической проверкой марксизма. В 1864 году Маркс основывает первый Интернационал, становится его вождем и стремится к объединению рабочего движения разных стран. Только после смерти основателя Интернационала, спустя 6 лет, был организован так называемый приемник этой организации - Второй Интернационал, в него и по сей день входят правящие партии таких стран как Франция, Англия, Испания, Германия и других стран.
К. Маркс и Ф. Энгельс о государстве и праве Государство - переходящее учреждение для подавления своих противников в борьбе. Классовая борьба необходим ведет к диктатуре пролетариата. Насилие - до тех пор, пока не будет устранена старая организация общества. Три периода после свержения буржуазии: 3. Высшая фаза коммунизма. 1. Переход от капитализма к социализму 2. Социализм. Государство - орудие диктатуры пролетариата, решает задачи классовой борьбы, исключает частную собственность. Средства производства принадлежат обществу. Нет эксплуататорских классов - насилие не нужно. Государство сохраняется. Классовое господство пролетариата закончится, так как он победит. Государственность утратит свой политический смысл. Государство отомрет. Коммунизм – «союз свободных людей». Руководит им публичная власть - система соответствующих учреждений, связей и процедур. Участие в труде по управлению делами превращается в долг, социальную обязанность каждого трудоспособного человека.
Политико-правовые взгляды Г. Плеханова. Революционных марксистов, критиковавших реформизм Бернштейна, но не присоединившихся к большевикам, последние называли центристами. Основание для такого наименования давало и то, что Каутский, Адлер и другие социал-демократы этого направления называли себя марксистским центром. Установление политической власти рабочего класса центристы связывали с высоким уровнем развития капитализма, при котором рабочий класс составит большинство населения. Поэтому целью политической борьбы социал-демократии они считали приобретение большинства в парламенте и превращение парламента в господина над правительством. Каутский полагал, что существующий буржуазный аппарат управления не может быть в одночасье заменен чисто пролетарским управлением; поэтому пролетарская революция поначалу (на период перехода) создаст коалиционное правительство. Плеханов, как и многие другие марксисты, считал социалистическую революцию возможной на той стадии развития капитализма, когда материальное производство достигнет высокого уровня и пролетариат составит большую часть населения Вначале Плеханов полагал, что власть пролетариата будет осуществляться посредством прямого народного законодательства; потом он от этой мысли отказался. Много шума вызвало заявление Плеханова на II съезде РСДРП об относительности демократических принципов, которые могут (и должны) быть ограничены ради успеха революции. Революционный пролетариат, – говорил Плеханов, – мог бы ограничить политические права высших классов подобно тому, как высшие классы ограничивали когда-то его политические права. Если бы в порыве революционного энтузиазма народ выбрал очень хороший парламент... то нам следовало бы стремиться сделать его Долгим парламентом; а если бы выборы оказались неудачными, то нам нужно было бы стараться разогнать его не через два года, а если можно, то через две недели. Однако такие суждения для Плеханова являются, скорее, исключением, чем правилом; он был сторонником социализма, введенного не по принуждению, а по решению и с согласия большинства народа.
Школа юридического позитивизма оформилась в 3040-е годы XIX столетия. Наиболее видными представителями были И. Бентам, Дж. Остин, Г. Шершеневич, Г. Кельзен. Юридический позитивизм отождествляет право с правопорядком (законом), нормативным приказом суверена и, в конечном счете, отождествляет право с произволом. Дж. Остин выразил это в предельно четкой форме: «Всякое право есть команда, приказ». По мнению представителей этой школы единственно возможным источником права являются существующие законы, юридические нормы, и нет иных норм, кроме тех, которые уже установлены или приняты. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ, ТЕОРИИ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСТОРИИ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ Антропологическая школа уголовного права одно из направлений в науке уголовного права; возникла в 1870-х гг. в Италии. Основоположник итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо ( гг.). Главный тезис антропологической школы уголовного права заключается в том, что преступность явление не социальное, а сугубо биологическое, в силу чего преступника необходимо изучать с антропологической точки зрения. По мнению сторонников антропологической школы уголовного права, преступник это особый биологический тип с характерными чертами внешности; некоторые люди рождаются преступниками и не могут быть исправлены. Отрицая принципы классической школы уголовного права, антропологическая школа уголовного права предлагала заменить уголовные суды административно-медицинскими органами, призванными определять наличие у того или иного субъекта черт «преступного человека» и решать вопрос о мерах безопасности, которые должны быть к нему применимы.
Социальная школа уголовного права одно из основных направлений в науке уголовного права, возникло в конце XIX начале XX в. Ведущими теоретиками С. ш. у. п. были германский криминалист Ф. Лист, бельгийский А. Принс и голландский Ж. Ван Гамель. При разнообразии подходов общим положением С. ш. у. п. было учение о «факторах преступности», согласно которому преступность есть результат взаимодействия трех групп факторов: индивидуальных, физических и социальных. Важнейшее место в учении С. ш. у. п. занимал также тезис о лицах, находящихся в «опасном состоянии». Сторонники С. ш. у. п. призывали к пересмотру всех классических институтов уголовного права и процесса, требовали перенести центр тяжести уголовной репрессии с «деяния» на «деятеля», считая, что основания и пределы уголовной ответственности должны определяться не характером и тяжестью содеянного, а тем, каково состояние личности «настоящего» или «будущего» преступника. Традиционную систему уголовных наказаний «социологи» предлагали заменить или дополнить системой мер безопасности.
Трубецкой Евгений Николаевич ( гг.) русский философ и правовед. Философское творчество Трубецкого отличалось широтой интересов. Среди его сочинений важное место занимали философско-правовые исследования: «История права», «Социальная утопия Платона», «Энциклопедия права». Для Трубецкого характерен либеральный подход к сущности права, которое он понимал и трактовал через свободу. В праве он видел совокупность норм, предоставляющих социальным субъектам внешнюю свободу и, вместе с тем, ограничивающих ее. Подобный взгляд позволял обнаружить ценностную амбивалентность права, его способность, с одной стороны, обеспечивать и гарантировать свободу, а с другой не позволять свободе переходить в произвол и вседозволенность. Это давало возможность примирить исходящие от государства требования порядка с потребностью личности в свободе, позволяло найти оптимальную меру их соотношения, необходимую для развития цивилизованных правоотношений. Трубецкой противопоставлял теократическому идеалу Достоевского и Соловьева идею светского правового государства, в котором видел необходимую историческую ступень на пути к достижению высших, совершенных форм цивилизованного общежития
В качестве самоконтроля отработаных к занятию тем Вам предлогается дать ответы на вопросы занятия. Для этого рвзделите лист в Вашем конспекте на две части и озоглавте их как указано на рисунке Ваш ответ на вопрос (задание ) Правильный ответ на вопрос (залание) Вопрос 1. Вопрос 1 Отработанный материал представте преподавателю для проверки.
Вопросы для самоконтроля 1. Как понимали представители марксизма тезис «Государство и право – надстройка». 2. Политико-правовая теория анархизма. 3. Учение Б. Чичерина о судебной власти в государстве 4. Учение С. Муромцева о теории права
Вам предлагаются правильные ответы на вопросы для самоконтроля. Сверьте их с Вашими ответами и запишите в рабочую тетрадь ( конспект ). Отработанные задания представьте преподавателю для проверки.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ Вопрос 1. Государство и право - надстройка по отношению к экономической структуре общества. Базис - производственные отношения лежат в основании политической и юридической надстройки и образуют ее условие, определяют ее саму. В надстройке повторяются признаки, присущие базису. Определяющая роль экономки - в социальных закономерностях, взаимоотношениях классов, историческом опыте и традициях культуры, внешнеполитических условиях. Надстройка относительно самостоятельна и постоянно активна (государство и право в особенности). В условиях разделения общества на классы, надстройка реализует интерес господствующего класса - в выполнении сугубо принудительных акций, обусловленных наличием классовых антагонизмов. Классовая борьба - закономерность бытия общества. Из-за этого аппарат государства - учреждение, легитимно осуществляющий целенаправленное насилие в обществе.
Вопрос 2. Анархизм выступал за социальную революцию не при помощи государства, а против государства. Государство – централизованную иерархию чиновников и военных – анархизм считал не менее жестоким, чем буржуазия, угнетателем и эксплуататором трудящихся. Анархизмом называется отрицание государственной власти, замена ее общественным самоуправлением. Первым крупным теоретиком этого направления социалистической идеологии XIX в. был Пьер Жозеф Прудон. Труд: «Что такое собственность?». Прудон – сторонник мирной, ненасильственной социальной революции, делающей ненужными и лишними политические конституции.
Вопрос 3. В судебной власти участвуют три силы: - глава государства назначает судей, решающих вопрос права; - представители народа – присяжные заседатели – решают вопрос факта; - парламент выступает в роли суда по отношению к министрам, совершившим должностные преступления. Политические свободы (право участвовать в государственной власти) рассматривал как высшее развитие личной свободы и ее единственную гарантию.
Вопрос 4. Теория права, писал Муромцев, должна стремиться открыть социологические законы развития и преемственности права как определенной части социальных явлений. Задача юриста, по его мнению, состоит не только в обобщении действующего, но и в реформе существующего и создании нового права. Поэтому, кроме догмы права, он выделяет как часть юриспруденции объективно-научное исследование права (право как оно есть) и политику права – отрасль, изучающую право с точки зрения определенного идеала (право как оно должно быть).
Начнём тестирование практического занятия 2
ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца B.C. M., История политических и правовых учений. Под ред. Лейста О.Э. М., (Есть другие издания). 3. Сидоров А.И. История политических и правовых учений. М., Дополнительная литература 1. История политических и правовых учений. Под ред. B.C. Нерсесянца. M., История политических и правовых учений. Под ред. О.Э. Лейста. М., Сидоров А.И. История политических и правовых учений. М., 1999.
Занятие окончено. Спасибо за внимание. Удачи в учёбе.