Современные формы образовательной деятельности
Формы совместной деятельности взрослых и детей являются внешним выражением содержания дошкольного образования, способами его осуществления. Формы совместной деятельности взрослых и детей являются внешним выражением содержания дошкольного образования, способами его осуществления. Формы определяются как система общения и взаимодействия взрослого и ребенка Формы определяются как система общения и взаимодействия взрослого и ребенка Характеристики системы: целенаправленность целенаправленность четкая организация четкая организация содержательная насыщенность содержательная насыщенность методическая оснащенность методическая оснащенность
Формы различаются по: Методы и приемы Количественном у составу Характеру взаимодействия между участниками Способам деятельности Фронтальные Индивидуальные подгрупповые Степень активности и самостоятель- ности
Формы совместной деятельности Старые формы: Игры Игры Чтение художественной литературы Чтение художественной литературы Рассматривание иллюстраций, альбомов Рассматривание иллюстраций, альбомов Беседа и пр. Беседа и пр. Новые формы: Коллекционирование Коллекционирование Реализация проектов Реализация проектов Творческая мастерская Творческая мастерская Салон и пр. Салон и пр.
Формы совместной деятельности «Малые» формы (осуществляются «здесь» и «сейчас»): Наблюдение Наблюдение Чтение художественной литературы Чтение художественной литературы Рассматривание иллюстраций, альбомов Рассматривание иллюстраций, альбомов Беседа Беседа Разговор и пр. Разговор и пр. «Большие» формы (долговременные): Коллекционирование Коллекционирование Реализация проектов Реализация проектов Творческая мастерская Творческая мастерская Чтение больших по объему произведений и пр. Чтение больших по объему произведений и пр.
Формы, направленные на развитие игровой деятельности
Игровая деятельность - форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.
Детская деятельность Формы работы Игровая Сюжетные игры Игры с правилами
Виды игр Сюжетныеигры Игры с правилами Наличиевоображаемой ситуации и ее поступательноеразвитие Обязательные для всех правила Конкурентныеотношениямеждуиграющими
Сюжетная игра Ролевая Режиссерская Этапы развития ролевой игры 1. Условные предметные действия (3 – 4 года) 2. Принятие условной ролевой позиции, ролевое взаимодействие (4 – 5 лет) 3. Сюжетосложение (6 – 7 лет)
Стратегия взрослого 1. Присоединение к играющим детям 2. Взрослый организует игру на основе заранее продуманного сюжета Игра развивается только тогда, когда взрослый включен на равных с детьми: предлагает новый поворот сюжета, введение нового персонажа, новое игровое действие
Этапы развития игры с правилами 3 – 4 года Правило не осознается ребенком Формируются общие схемы взаимодействия с партнерами 4 – 5 лет Правило осознается, но приходит из вне Формируются представления о выигрыше, установка на выигрыш 6 – 7 лет Правило формируется самим ребенком или изменяется с согласия играющих Формируется способность к придумыванию новых правил, умение договариваться об их соблюдении
Дидактическая игра - Не является формой игровой деятельности, поскольку решает дидактическую задачу. Используется как форма других видов деятельности: Познавательно-исследовательской Познавательно-исследовательской Коммуникативной Коммуникативной Двигательной Двигательной Музыкально-ритмической Музыкально-ритмической Продуктивной и др. Продуктивной и др.
Продуктивная деятельность - Это превращение того или иного исходного материала в конкретный продукт в соответствии с поставленной целью (замыслом) Охватывает несколько видов детской активности: Рисование Рисование Конструирование Конструирование Аппликация Аппликация Лепка. Лепка. Данные виды активности носят репрезентирующий (моделирующий) характер, т.е. отображают особым образом реальный мир. Эта особенность роднит продуктивную деятельность с сюжетной игрой.
Развивающие функции продуктивной деятельности Общие умения и навыки 1. Развитие «чувства инициативы» (проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, реализующего свои замыслы, управляющего материалами и инструментами 2. Формирование целеполагания и произвольности, способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата 3. Развитие воображения, образного мышления, способности соотносить целое – части, систематизировать свойства и отношения в предметном мире 4. Развитие способности к планированию с использованием образцов, графических моделей, речи 5. Развитие творческой активности 6. Совершенствование ручной моторики Специфические умения и навыки 1. Лепки 2. Конструирования 3. Рисования 4. Аппликации и пр.
Детская деятельность Формы работы Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Реализация проектов
Мастерская Дети сами решают участвовать им или нет (свободный вход и выход). Предлагается свобода между деятельностями, а не между деятельностью и бездельем! Дети сами решают участвовать им или нет (свободный вход и выход). Предлагается свобода между деятельностями, а не между деятельностью и бездельем! Совместно взрослым и детьми вырабатываются порядок и организация: Совместно взрослым и детьми вырабатываются порядок и организация: - Свободное размещение за общим столом - Общение с другими детьми - Перемещение по мере необходимости - Продолжение начатого дела в другие дни Обязательно необходимо добиваться результата, но темп и объем деятельности ребенок определяет сам!
Отбор содержания для работы в мастерской Соответствие возрасту и интересам детей Соответствие возрасту и интересам детей Соответствие потребностям детей и их желанию получить продукт для личного пользования Соответствие потребностям детей и их желанию получить продукт для личного пользования Соответствие тематике других образовательных областей Соответствие тематике других образовательных областей Интересные события, происходящие в группе Интересные события, происходящие в группе Место «мастерской» в образовательном процессе Непосредственно образовательная деятельность – начало Образовательная деятельность в ходе режимных моментов - продолжение
Мастерская игр (мастерилка) Ерофеева Т.И. «Мастерилка», т.е. изготовление детьми с помощью взрослых игр, пособий для себя и для малышей. «Мастерилка», т.е. изготовление детьми с помощью взрослых игр, пособий для себя и для малышей. Цель: применение детьми полученных ранее знаний при решении практических задач, создание качественного продукта, пригодного для игры Цикличность проведения – 1 раз в месяц Формы организации детей при изготовлении игр: индивидуально индивидуально в парах в парах в микрогруппах в микрогруппах
Алгоритм проведения «мастерилки» 1. Мотивация изготовления новой игры 2. Уточнение особенностей внешнего вида игры и игровых атрибутов 3. Совместное с детьми планирование предстоящей работы: Что будем делать? Что будем делать? В какой последовательности? В какой последовательности? Какое оборудование и материал понадобятся? Какое оборудование и материал понадобятся? 4. Распределение обязанностей 5. Изготовлении игры 6. Обговаривание или придумывание правил игры 7. Обыгрывание
Познавательно-исследовательская деятельность - активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивание и систематизацию
Функции познавательно- исследовательской деятельности: Развитие познавательной инициативны (любознательности) Развитие познавательной инициативны (любознательности) Освоение основополагающих форм упорядочивания опыта: причинно-следственных, родо-видовых (классификационных), пространственных и временных отношений Освоение основополагающих форм упорядочивания опыта: причинно-следственных, родо-видовых (классификационных), пространственных и временных отношений Переход от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация) Переход от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация) Развитие психических познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания Развитие психических познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания Расширение кругозора посредством выхода их за пределы непосредственно практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу Расширение кругозора посредством выхода их за пределы непосредственно практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу
Детская деятельность Формы работы Познавательно- исследовательская Проблемные ситуаций Наблюдение ЭкскурсияЭкспериментирование КоллекционированиеМоделирование Реализация проекта Игры с правилами
Сенсорный праздник Цель: вооружить детей разнообразными способами обследования предметов рукотворного мира и неживой природы
1. Внесение обследуемого предмета 2. Демонстрация способов обследования 4. Самостоятельное обследование предмета 5. Определение места хранения емкости с предметами в группе 3. Обсуждение способов взаимодействия с партнерами.
Индивидуальные и групповые коллекции Воспитатель рассказывает детям о коллекционерах и коллекциях, демонстрирует собственную коллекцию, рассказывает почему, начал ее собирать, показывает самые интересные экспонаты. Воспитатель рассказывает детям о коллекционерах и коллекциях, демонстрирует собственную коллекцию, рассказывает почему, начал ее собирать, показывает самые интересные экспонаты. Предлагает детям собрать групповую коллекцию каких – либо предметов. Предлагает детям собрать групповую коллекцию каких – либо предметов. Выбрав тему коллекции, воспитатель вместе с детьми обсуждает, где и как можно собирать экспонаты. Выбрав тему коллекции, воспитатель вместе с детьми обсуждает, где и как можно собирать экспонаты. Осуществляется сбор экспонатов. Можно вносить «провокационные» экспонаты, выяснять у детей, могут ли они занять место в коллекции. Осуществляется сбор экспонатов. Можно вносить «провокационные» экспонаты, выяснять у детей, могут ли они занять место в коллекции. Оформление коллекции, т. е.: классификация экспонатов по выбранному основанию. Оформление коллекции, т. е.: классификация экспонатов по выбранному основанию. Презентация коллекции (приглашаются сотрудники, родители, дети из других групп). Презентация коллекции (приглашаются сотрудники, родители, дети из других групп). Собирание детьми собственной коллекции. Собирание детьми собственной коллекции. Определение места хранения, внесение маленьких подарков в детские коллекции, предложение ребенку демонстрировать новые экспонаты. Определение места хранения, внесение маленьких подарков в детские коллекции, предложение ребенку демонстрировать новые экспонаты.
Примерная тематика групповых коллекций: Бумага Бумага Пуговицы Пуговицы Поздравительные открытки Поздравительные открытки Игрушки на определенную тему Игрушки на определенную тему Ткани Ткани Наклейки Наклейки Гербарий Гербарий Измерительные приборы Измерительные приборы Значки Игрушки
Планирование дня (средняя группа) Цель: освоение детьми представлений о частях суток, последовательности, субъектной позиции Организация утреннего «круга» Организация утреннего «круга» Общее приветствие Общее приветствие Называние дня недели Называние дня недели Составление циклограммы дня с помощью условных обозначений Составление циклограммы дня с помощью условных обозначений Рассказ о предстоящих занятиях с помощью панно «Вчера, сегодня, завтра» Рассказ о предстоящих занятиях с помощью панно «Вчера, сегодня, завтра» Обсуждение индивидуальных пожеланий на предстоящий день Обсуждение индивидуальных пожеланий на предстоящий день Составление общего плана жизни группы Составление общего плана жизни группы
Планирование недели (старшая группа) Цель: освоение последовательности дней недели, субъектной позиции Введение «календаря ожиданий» Введение «календаря ожиданий» Составление расписания занятий Составление расписания занятий Сообщение воспитателем дел, предстоящих в течение недели Сообщение воспитателем дел, предстоящих в течение недели Обсуждение индивидуальных пожеланий на предстоящую неделю Обсуждение индивидуальных пожеланий на предстоящую неделю Составление общего плана жизни группы Составление общего плана жизни группы Ежедневная конкретизация плана Ежедневная конкретизация плана
Планирование месяца (подготовительная группа) Цель: освоение последовательности дней недели, названий месяца, субъектной позиции Ведение «календаря ожиданий» Ведение «календаря ожиданий» Ведение «портрета месяца», обобщение представлений о прошедшем месяце Ведение «портрета месяца», обобщение представлений о прошедшем месяце Сообщение воспитателем дел и событий, предстоящих в течение месяца Сообщение воспитателем дел и событий, предстоящих в течение месяца Обсуждение индивидуальных пожеланий на месяц Обсуждение индивидуальных пожеланий на месяц Составление общего плана жизни группы Составление общего плана жизни группы Ежедневная конкретизация плана Ежедневная конкретизация плана
Метод проектов - Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения дети приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения дети приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий
Условиями успешности обучения являются проблематизация учебного материала (знания – дети удивления и любопытства); проблематизация учебного материала (знания – дети удивления и любопытства); активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом); активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом); связь обучения с его жизнью, игрой, трудом. связь обучения с его жизнью, игрой, трудом. Дж. Дьюи
Особенность проектного метода Познавательная деятельность детей возникает в процессе проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления (презентации продукта)
В настоящее время проекты классифицируются : по составу участников; по составу участников; по целевой установке; по целевой установке; по тематике; по тематике; по срокам реализации. по срокам реализации. виды проектов: исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы); ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы); информационно-практико- ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); информационно-практико- ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Этапы работы над проектом
1. Обозначение проблемы, отвечающей потребностям детей и взрослых 2. Определение цели проекта 3. Приобретение нового знания Определение степени информированности детей Определение степени информированности детей Определение зоны неясных знаний, постановка познавательной задачи Определение зоны неясных знаний, постановка познавательной задачи Активизация способов получения информации: как можем узнать? Активизация способов получения информации: как можем узнать? Получение необходимой информации (самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды) Получение необходимой информации (самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды) Обобщение полученной информации: индивидуальная работа с ребенком – что ты узнал, что можешь рассказать другим Обобщение полученной информации: индивидуальная работа с ребенком – что ты узнал, что можешь рассказать другим Презентация полученной информации (расскажи всем, о чем ты узнал) Презентация полученной информации (расскажи всем, о чем ты узнал)
4. Планирование и реализация проекта Конкретизация предполагаемого результата Конкретизация предполагаемого результата Планирование деятельности: Планирование деятельности: - Что понадобится для изготовления? - Что необходимо сделать сначала? Что будем делать дальше? - Как распределим обязанности? Реализация проекта: Реализация проекта: - педагог выполняет, дети помогают; - каждый (в том числе и педагог) выполняет свою часть работы, результаты объединяются; - дети работают самостоятельно, воспитатель оказывает необходимую помощь 5. Подведение итогов работы Обсуждение результата, хода работы: Обсуждение результата, хода работы: Получилось то, что мы задумали? Вам нравится? Как работали? Какие трудности встречались? Как справлялись с трудностями? Что нового узнали в процессе работы? Презентация результатов: кому покажем? Что расскажем? Презентация результатов: кому покажем? Что расскажем? Совместное определение перспективы развития проекта. Совместное определение перспективы развития проекта.
Литература Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград Перемена, 2001 Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград Перемена, 2001 Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен. //Педагогика 6, 2002 Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен. //Педагогика 6, 2002 Костина Е.В. Захарова М.А. Родители и дети. Проектная деятельность в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2010 Костина Е.В. Захарова М.А. Родители и дети. Проектная деятельность в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2010 В книге представлен интересный опыт работы педагогического коллектива московского детского сада 1851 комбинированного вида по организации проектной деятельности с воспитанниками и их родителями. Показаны формы организации детской проектной деятельности: создание семейных проектов; защита детьми в игровой форме своих работ на Детской кафедре ЮНЕСКО; приведены мастер-классы педагогов дополнительного образования по данной теме. В книге представлен интересный опыт работы педагогического коллектива московского детского сада 1851 комбинированного вида по организации проектной деятельности с воспитанниками и их родителями. Показаны формы организации детской проектной деятельности: создание семейных проектов; защита детьми в игровой форме своих работ на Детской кафедре ЮНЕСКО; приведены мастер-классы педагогов дополнительного образования по данной теме. Лилия Тимофеева: Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» - СПб.:Детство-Пресс, 2011 Лилия Тимофеева: Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» - СПб.:Детство-Пресс, 2011 Метод учебных проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, игровая, познавательная, творческая деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. Автор рассказывает об этой технологии на примере проекта "Мультфильм своими руками", в течение которого дошкольники познакомятся с миром мультипликации изнутри, а также научатся создавать мультфильмы при помощи своих товарищей и родителей. Метод учебных проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, игровая, познавательная, творческая деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. Автор рассказывает об этой технологии на примере проекта "Мультфильм своими руками", в течение которого дошкольники познакомятся с миром мультипликации изнутри, а также научатся создавать мультфильмы при помощи своих товарищей и родителей.
Исследовательский метод обучения
Под исследовательским понимается такой метод обучения, при котором: ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях; ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях; познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность, то есть дети не накапливают опыт и знания, а отдают их, развиваясь через самоотдачу; познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность, то есть дети не накапливают опыт и знания, а отдают их, развиваясь через самоотдачу; основными составляющими процесса исследования являются: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения; основными составляющими процесса исследования являются: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения; педагог применяет принцип поэтапности в организации деятельности детей, который основан на сокращении сообщаемой информации и увеличении самостоятельной деятельности детей педагог применяет принцип поэтапности в организации деятельности детей, который основан на сокращении сообщаемой информации и увеличении самостоятельной деятельности детей Г.К. Селевко
Самостоятельное детское исследование (А.Савенков)
1. Постановка цели исследования (узнать) 2. Конкретизация содержания исследования (о чем узнать) 3. Активизация способов получения информации (подумать, спросить у другого человека, прочитать в книге, посмотреть телепередачу, понаблюдать, провести эксперимент) 4. Получение информации (самостоятельная познавательная деятельность детей) 5. Обработка информации (совместная деятельность взрослого и ребенка по обобщению новой информации) 6. Иллюстрирование информации (совместная деятельность взрослого и ребенка подготовке к презентации новой информации) 7. Подготовка к публичному выступлению (проговаривание выступления, способов активизации слушателей) 8. Презентация информации
Проблемная ситуация
Методические приемы, используемые при создании проблемных ситуаций взрослый подводит детей к противоречию и предлагает самим найти способ его разрешения; взрослый подводит детей к противоречию и предлагает самим найти способ его разрешения; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает детям рассмотреть явление с различных позиций (например, космонавта, врача, и др.); предлагает детям рассмотреть явление с различных позиций (например, космонавта, врача, и др.); побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.). ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.). Г.К. Селевко
Особенности организации занятий по «открытию» нового знания
Особенности развивающего обучения «Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать, - вот основания нетрадиционной педагогики». Г.А. Цукерман
Ключевые моменты развивающего обучения
Категорический запрет на знания в «готовом виде», инструкции, указания Категорический запрет на знания в «готовом виде», инструкции, указания Предоставление детям возможности самостоятельно искать способ решения Предоставление детям возможности самостоятельно искать способ решения Направление поиска обобщенных способов решения, а не решения конкретных задач Направление поиска обобщенных способов решения, а не решения конкретных задач
Обучение детей на высоком уровне трудности Подбор заданий, которые требуют от ребенка постоянных умственных усилий, проявления самостоятельности и умения использовать в собственной деятельности результаты коллективной работы. Подбор заданий, которые требуют от ребенка постоянных умственных усилий, проявления самостоятельности и умения использовать в собственной деятельности результаты коллективной работы.
Ведущая роль теоретических знаний Осуществление обучения от общего к частному, т.е. освоение обобщенного способа действия с последующим применением его к решению различных задач; обобщающего понятия с подведением под него частных случаев Осуществление обучения от общего к частному, т.е. освоение обобщенного способа действия с последующим применением его к решению различных задач; обобщающего понятия с подведением под него частных случаев
Быстрый темп изучения программного материала Отсутствие многократных однообразных повторений. Отсутствие многократных однообразных повторений. Постоянное продвижение вперед через постоянное углубление знаний, установление новых связей между новым и ранее изученным материалом. Постоянное продвижение вперед через постоянное углубление знаний, установление новых связей между новым и ранее изученным материалом.
Осознание процесса учения понимание детьми того, что они изучают, как это связано с изученным ранее понимание детьми того, что они изучают, как это связано с изученным ранее понимание каких результатов достигли дети понимание каких результатов достигли дети Понимание того, каких знаний им недостает Понимание того, каких знаний им недостает Понимание, какие ошибки возникли, как их можно исправить Понимание, какие ошибки возникли, как их можно исправить
Достижение максимально возможного результата в общем развитии всех детей Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода Определение степени продвижения и успешности каждого ребенка Определение степени продвижения и успешности каждого ребенка
Структура занятия по «открытию» нового знания 1. Актуализация знаний 2. Постановка проблемной ситуации 3. Попытки решения проблемной ситуации 4. Осознание затруднений 5. Обсуждение способов разрешения проблемы 6. Моделирование оптимального способа 7. Разрешение проблемы на основе смоделированного способа 8. Фиксация нового знания 9. Использование знания при решении вариативных заданий 10. Обобщение нового способа, рефлексия
Части занятия Режим взаимодействия Актуализация знаний Фронтальный В - Д Постановка проблемной ситуации Фронтальный В - Д Попытки решения проблемной ситуации Фронтальный В – Д Осознание затруднений Фронтальный В – Д Обсуждение способов разрешения проблемы Фронтальный В – Д Моделирование оптимального способа Фронтальный В – Д Разрешение проблемы на основе смоделированного способа Подгрупповой В - Мк Гр Фиксация нового знания Фронтальный В - Д Использование знания при решении вариативных заданий Индивидуальный В - Р Обобщение, рефлексия Фронтальный В - Д
Организация совместной деятельности детей на занятиях
Совместная деятельность Совместная деятельность Сотрудничество Сотрудничество Взаимодействие Взаимодействие
Взаимодействие Случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, влекущий взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений. («Краткий психологический словарь»)
Формы взаимодействия Сосуществование – когда партнеры, стремясь к достижению общей цели действуют изолированно, не помогая и не мешая друг другу. Сосуществование – когда партнеры, стремясь к достижению общей цели действуют изолированно, не помогая и не мешая друг другу. Соперничество (конкуренция) – когда достижение цели одним из взаимодействующих затрудняет или исключает осуществление целей других участников. Соперничество (конкуренция) – когда достижение цели одним из взаимодействующих затрудняет или исключает осуществление целей других участников. Доминирование – когда, стремясь к достижению общей цели, один из партнеров, пытается удовлетворить свои интересы и потребности за счет партнера. Доминирование – когда, стремясь к достижению общей цели, один из партнеров, пытается удовлетворить свои интересы и потребности за счет партнера. Сотрудничество – когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует реализации целей остальных.
Сотрудничество - форма взаимодействия индивидов, возникающего в совместной деятельности, при котором участники осознают общую цель, планируют процесс ее достижения, распределяют функции между собой с учетом возможностей партнера, осуществляют взаимоконтроль, несут коллективную ответственность за полученный результат
Организация совместной деятельности Мотивация деятельности Мотивация деятельности Постановка коллективной цели Постановка коллективной цели Мотивация объединения Мотивация объединения Выбор способа объединения Выбор способа объединения Конкретизация групповой цели Конкретизация групповой цели Планирование предстоящей деятельности Планирование предстоящей деятельности Распределение материала, действий, ролей Распределение материала, действий, ролей Проговаривание индивидуальной цели Проговаривание индивидуальной цели Организация рабочего места Организация рабочего места Осуществление деятельности Осуществление деятельности Оценка результата (соответствие цели) Оценка результата (соответствие цели) Рефлексия Рефлексия
Условия возникновения взаимодействия Недостаток материалов Недостаток материалов Ситуация выбора Ситуация выбора Затруднения в деятельности Затруднения в деятельности Неожиданность, удивление Неожиданность, удивление Неинструктивная речь педагога Неинструктивная речь педагога Обособленность пространства взаимодействия Обособленность пространства взаимодействия
Этапы обучения сотрудничеству 1 этап: формировать у детей потребность обращать внимание на партнера и его действия, учить способам установления контакта со сверстником, распределения материалов и средств осуществления цели; вызвать радость от совместного результата. вид деятельности - продуктивная: аппликация, конструирование, лепка. содержание деятельности - хорошо знакомо детям, навыками деятельности на этом этапе дети владеют на уровне самостоятельности (в таком случае внимание ребенка концентрируется на партнере, а не способах деятельности). форма организации – совместно-индивидуальная, диадная.
2 этап Учить детей способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов; развивать навыки контроля; формировать умение согласовывать действия, желания, мнения с партнером, вызвать радость от совместной деятельности. вид деятельности - продуктивная: аппликация, конструирование, лепка, рисование, труд. содержание деятельности - хорошо знакомо детям, разный уровень владения навыками деятельности (в таком случае возникает необходимость обмена опытом, взаимообучения). форма организации – совместно-последовательная, в микрогруппах по человека.
3 этап Учить детей способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведению спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности; развивать навыки контроля, самоконтроля, самооценки, воспитывать ответственность за коллективный результат. вид деятельности - познавательная, физкультурная, продуктивная: аппликация, конструирование, лепка. содержание деятельности – как хорошо знакомое детям, так и новое. форма организации – совместно-взаимодействующая, в микрогруппах, состоящих из человек.
4 этап Побуждать детей к самостоятельному использованию способов сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности. Включение заданий для совместного выполнения во все виды занятий при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности. Организация в микрогруппы, состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей.
Типичные ошибки в организации детского сотрудничества на занятиях
Элементы взаимодействия детей вводятся в основном в старшем дошкольном возрасте на занятиях познавательного цикла (ознакомление с окружающим, математика, обучение грамоте). Элементы взаимодействия детей вводятся в основном в старшем дошкольном возрасте на занятиях познавательного цикла (ознакомление с окружающим, математика, обучение грамоте). Отсутствие опыта приводит обычно к установлению такого типа взаимодействия, как конкуренция или доминирование. Отсутствие опыта приводит обычно к установлению такого типа взаимодействия, как конкуренция или доминирование.
Объединять детей на занятии, чаще всего, воспитатель начинает в совместно-взаимодействующей деятельности, предполагающей наличие у детей некоторого опыта совместной работы, поскольку согласование действий необходимо на всех этапах деятельности: целеполагании, планировании, выборе средств, оборудовании рабочего места, осуществления деятельности, обсуждения полученного результата. Объединять детей на занятии, чаще всего, воспитатель начинает в совместно-взаимодействующей деятельности, предполагающей наличие у детей некоторого опыта совместной работы, поскольку согласование действий необходимо на всех этапах деятельности: целеполагании, планировании, выборе средств, оборудовании рабочего места, осуществления деятельности, обсуждения полученного результата. Отсутствие опыта взаимодействия приводит к возникновению конфликтов, которые не всегда разрешаются социально-приемлемым способом. Отсутствие опыта взаимодействия приводит к возникновению конфликтов, которые не всегда разрешаются социально-приемлемым способом.
При затруднениях, возникающих у детей в процессе деятельности, педагог, зачастую, стремится вмешаться, оказывая помощь или предотвращая конфликтную ситуацию. При затруднениях, возникающих у детей в процессе деятельности, педагог, зачастую, стремится вмешаться, оказывая помощь или предотвращая конфликтную ситуацию. Это снижает уровень самостоятельности детей, поддерживает состояние беспомощности, снижает инициативу, отвлекает от сверстника. Это снижает уровень самостоятельности детей, поддерживает состояние беспомощности, снижает инициативу, отвлекает от сверстника.
При организации совместной деятельности ребенка со сверстником, воспитатель часто обращается не группе сверстников, а к отдельному ребенку. При организации совместной деятельности ребенка со сверстником, воспитатель часто обращается не группе сверстников, а к отдельному ребенку. Такой подход ставит детей в ситуацию неравноправных партнеров, что приводит не к отношениям сотрудничества, а к доминированию одного ребенка над другим. Такой подход ставит детей в ситуацию неравноправных партнеров, что приводит не к отношениям сотрудничества, а к доминированию одного ребенка над другим.
Стремясь к воспитанию отзывчивости, педагоги, видя затруднения одного ребенка, рекомендуют сверстнику помочь ему, не интересуясь, согласен ли первый ребенок на получение помощи. Стремясь к воспитанию отзывчивости, педагоги, видя затруднения одного ребенка, рекомендуют сверстнику помочь ему, не интересуясь, согласен ли первый ребенок на получение помощи. Это приводит к неудовлетворенности ребенком процессом и результатом деятельности, а иногда и к формированию потребительской позиции. Это приводит к неудовлетворенности ребенком процессом и результатом деятельности, а иногда и к формированию потребительской позиции.
При подведении итогов совместной деятельности, педагоги не обращают внимания детей на то, что результат достигнут благодаря усилиям каждого ребенка, причем качественный и быстрый результат можно получить только в том случае, если дети работали вместе, дружно, договариваясь друг с другом. При подведении итогов совместной деятельности, педагоги не обращают внимания детей на то, что результат достигнут благодаря усилиям каждого ребенка, причем качественный и быстрый результат можно получить только в том случае, если дети работали вместе, дружно, договариваясь друг с другом.