В. П. Чудинова, главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, к. пед. н. Е. А. Колосова - зав. отделом социологии,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В. П. Чудинова, заведующая отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки Чтение подростков в реальной и виртуальной.
Advertisements

Информационное поведение и чтение современных российских подростков: взгляд социолога Колосова Елена Андреевна Зав.отделом Социологии, психологии и педагогики.
Книжная полка, или что читают нынешние школьники? Авторы: Водолажская Кристина, Чеботарёва Екатерина, ученицы 9 А класса, МОУ СОШ 6 г. Амурска Руководитель:
Презентация на тему :. Эпиграф: Книга, как птица, Может весь мир облететь. Книга царица: Может сердцам повелеть. Книга богиня: Чудо свершает порой. Книга.
Выполнила: Ученица 7«А»класса ГБОУ СОШ 10 ОЦ ЛИК Курова Владислава Научно-исследовательская работа «Изменение читательского интереса подростков на примере.
Шестая всероссийская рабочая встреча « Социолог и психолог в библиотеке » марта 2010 года Отдел социологических исследований РГДБ : итоги десятилетия.
Читающие подростки в Интернете: как им помочь? Продукция КИБЦ школы 2 Василеостровского района.
Проект «Наш книжный уголок» Автор: Носагина Наталья Александровна Ученики четвёртого класса ГБОУ СОШ 2045 (кор. 1440) г. Москва.
В страну грамотности путем чтения Учитель-логопед Тимофеева С.В.
Т ЮМЕНСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ : ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ Наталья Петровна Дворцова, д. филол. н., проф., заведующая.
Родительское собрание « Воспитание у ребенка интереса к чтению»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ УДАЛЕННОГО ДОСТУПА В РАБОТЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ / МЕДИАТЕКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ УДАЛЕННОГО ДОСТУПА В РАБОТЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ.
Российская государственная детская библиотека Интернет и чтение: ресурсы и возможности поддержки Голубева Е.И., главный библиотекарь РГДБ Чудинова В.П.,
Роль книги в современном информационном обществе Любая книга – умный друг. Чуть утомит, она смолкает; Она безмолвно поучает, С ней назидателен досуг. Лопе.
Конкурс «Читаем вместе в классе и семье» ИССЛЕДОВАНИЕ Тема: «Читающая семья. Связь поколений» Выполнила: Кузина Александра Алексеевна ученица 3 класса.
Новый проект Российской государственной детской библиотеки.
ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА Автор : Баранова Диана, ученица 8 Б класса СОШ 43 Руководитель : Явдошенко Ю. И., учитель биологии, СОШ.
«Социальная активность в Интернете» Команда «Сервер» МКОУ «Кормиловская СОШ 1» 1 этап Исследование.
Традиции и проблемы семейного чтения Заведующая ШБ Ляпунова Н.К.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Подготовил: учитель начальных классов Полякова Н. Ю.
Транксрипт:

В. П. Чудинова, главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, к. пед. н. Е. А. Колосова - зав. отделом социологии, психологии и педагогии детского чтения РГДБ, к. соц. н. А. Ю. Губанова - научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, магистр социологии «Бумажное» и «электронное» чтение детей и подростков: результаты исследований Российской государственной детской библиотеки

Общие тенденции в чтении детей в начале XXI века Время, уделяемое чтению литературы, за последние годы заметно уменьшилось Объем прочитанного уменьшился По мере взросления ребенка интерес к чтению постепенно снижается ( во многом вследствие увеличения школьных нагрузок ). Идет сужение, ухудшение репертуара чтения детей и подростков Чтение детей и подростков становится все более случайным и поверхностным Интернет все сильнее влияет на чтение, и иногда – позитивно !

Новые исследования Российской государственной детской библиотеки год - комплексное всероссийское исследование « Юный читатель -2010» ( в 8 федеральных округах РФ, опрошено 1100 учащихся 1-4 классов : опрос проведен в детских библиотеках ) гг. - « Чтение и читательские практики московских подростков » ( г. Москва, опрошено 1141 учащихся 5-8 классов из 7 школ ) г. - « Комплексное всероссийское исследование по проблемам детского чтения » ( опрос проведен в 8 федеральных округах в 34 крупных городах, опрошено 350 учащихся 1-4 классов и 350 учащихся 5-9 классов ; при участии Аналитического центра Юрия Левады.

Опровержение мифа « Дети не читают » Результаты всероссийских исследований Дети читают ! Они читают не только для подготовки к занятиям, но и на досуге : 2010 год : 60% школьников младших классов читали 1-3 книги в месяц 36% читали более трех книг, и только 4% не читали на досуге 2013 год : 89% детей 1-4 класса читают самостоятельно 76% подростков отмечают, что им нравится читать !

« Бумажное » и « электронное » чтение младших школьников : 2010 год 20% младших школьников уже читали книги из интернета 11% читали книги с экрана компьютера 6% распечатывали текст из интернета 3% использовали « ридеры » и другие устройства для чтения книг.

« Бумажное » и « электронное » чтение школьников : 2013 год Треть младших школьников читают книги в интернете Две трети подростков активно читают в интернете Подростки читают « электронные книги », их интересует информация по самым разным темам Пока что большинство детей и подростков предпочитают книги в традиционном виде, но эта ситуация быстро меняется

Условно круг чтения (и получения литературы) детьми и подростками можно считать состоящим сегодня из двух частей: - печатных (бумажных книг и периодики), и - «электронных» (книг и периодики в Интернете). Эти части накладываются друг на друга и пересекаются, например, интерес к какой-либо теме или тексту из Интернета вызывает желание купить и прочитать эту книгу в печатном виде. Пропорции этих «кругов» чтения постепенно меняются в сторону предпочтения «экранного» чтения, что особенно значимо для чтения подростков.

Исследование « Чтение и читательские практики московских подростков – 2011» Проводилось в апреле 2011 года совместно Российской государственной детской библиотекой и кафедрой филологического образования Московского института открытого образования. Были опрошены учащиеся классов (1141 чел.) семи московских школ, в том числе : учащиеся СОШ (1), школ с углубленным изучением иностранного языка (2), гимназий (2) центров образования (2). Участвовало 48 % мальчиков и 52% девочек.

Объем прочитанного на досуге в течение месяца Количество книг, %

Роль семьи и домашней библиотеки Семей с большими книжными собраниями не много Наличие « традиционной » домашней библиотеки все еще значительно влияет на чтение подростков Книги, собранные предыдущими поколениями, интерес к чтению у родителей зачастую определяют будущее подростка как читателя Размер домашней библиотеки позитивно коррелирует со чтением подростка в интернете

Чтение мальчиков и девочек Чтение девочек и мальчиков значительно отличается. Эти различия увеличиваются Девочки читают больше и лучше, репертуар чтения мальчиков часто разнообразнее Мальчики - подростки больше читают техническую и познавательную литературу Девочки больше читают художественную литературу, в том числе классику, а также « модные » романы. И много глянцевых журналов !

Закат литературной традиции чтения « золотой полки » в семье С х гг. постепенно утрачивается устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения Самые большие проблемы сегодня связаны с « качеством чтения » - общей культурой чтения школьников, т. е. их знанием мировой и отечественной классики, лучших произведений современной литературы, адресованных этой категории читателей

Чтение – развлечение без усилий От 5 к 8 классу меняется комплекс мотивов, побуждающих учащихся читать Основным стимулом чтения является учеба, а доминирующим мотивом – развлечение. Репертуар ( круг чтения ) большинства подростков ограничен « Легкое » чтение – без усилий – это чтение фэнтези и мистики, приключений, ужасов, а также « веселых » книг. При « случайном » выборе чаще выбираются популярные новинки и « модные » книги, которые читают сверстники.

Что оказывает наибольшее влияние на выбор чтения подростков ? В Москве репертуар взрослых и детей во многом « задается » ассортиментом книжных магазинов, часто ориентирующихся на западные бренды Кинофильмы, экранизации, телесериалы, мультфильмы ( в том числе аниме ) значительно влияют на выбор книг для чтения Новый фактор - интернет - сайты модных писателей, сайты издательств, компьютерные игры

Книги и серии, популярные у московских подростков в последние годы Вампиры и другие « ужасы » Мистика и магия Страшный мир будущего – жизнь в метро после ядерной войны Опасные зоны и мутанты в зоне отчуждения после ядерной катастрофы Мир после генетической катастрофы Другие, менее мрачные варианты мира будущего

Репертуар чтения московских подростков « Золотые полки » предыдущих поколений московскими подростками практически не читаются Имена многих авторов - классиков зарубежной и советской литературы им не известны Новая и лучшая отечественная и зарубежная литература им, как правило, не известна ( за исключением « модных » авторов ) В круге чтения подростков остро не хватает литературы, развивающей у них интеллект и художественный вкус

Источники получения книг в Москве Вопрос « Где ты чаще всего берешь книги ( не учебники )?» 76% - покупаем в книжном магазине, 49% - дома, в домашней библиотеке, 36% - у друзей, 19% - у родственников, знакомых, 16% - в школьной библиотеке, 13% - в городской библиотеке, 10% - скачиваю в Интернете.

Интернет активизирует познавательную активность школьников В Интернете читает различную информацию 92% опрошенных. Из них 43% - много читает в Интернете, 49% - читает немного, и лишь 8% не читает в Интернете ничего !

Места, где общаются подростки Места общения Мальчики Девочки Всего Социальные сети Форумы Сообщества 13 Блоги Skype13710 ICQ476 Mail264 Facebook222 Нигде 867

Источники получения информации о новых книгах Вопрос « Откуда ты обычно узнаешь информацию о новых книгах ?» : 55% - от друзей и знакомых, 47% - в интернете, 41% - в книжном магазине, 31% - от родственников и друзей. Школьники 5-8 классов перестают ориентироваться на вкусы и предпочтения старшего поколения ; Они предпочитают узнавать о книгах от друзей, реально или через интернет.

Влияние интернета многозначно Если у подростка не сформировалась привычка к регулярному и вдумчивому чтению, интернет может увлечь его в сторону « инфоразвлечений » В Сети образуются группы по интересам, в том числе – читательским. Многим юным читателям перемещение в интернет позволяет найти « своих » собеседников. Большинство подростков нуждаются в помощи умных и компетентных взрослых !

« Вызовы » детского чтения стоящие перед взрослыми невысокий общий уровень читательской грамотности большинства школьников сложность ориентации подростков печатной и « электронной » литературе трудности нахождения текстов произведений, необходимых для развития личности трудности в оценке качества произведений юными и самими взрослыми читателями отсутствие грамотных « взрослых » помощников в виртуальной среде

Факты о поддержке чтения и библиотек за рубежом Опыт многих стран мира свидетельствует о необходимости поддержки чтения, особенно чтения детей и семей Фундаментом политики поддержки чтения являются библиотеки

США : чтение и библиотеки В США уровень чтения американцев к 2008 году наконец улучшился Центр книги Библиотеки конгресса и его филиалы по всей стране ежегодно организуют программы поддержки чтения детей и взрослых Все библиотеки страны имеют выход в интернет Согласно данным последнего опроса 53% американцев в возрасте от 16 лет и старше посещают библиотеки, и многие из них хотели бы, чтобы библиотеки предоставляли более широкий выбор электронных книг (Library Services in the Digital Age. Pew Internet & American Life Project, 2013)

В Японии была принята стратегия по поддержке чтения и библиотек В Японии в 2001 г. был принят Закон о поддержке читательской активности детей С 2002 г. проводится национальная политика поддержки детского чтения и библиотек, работающих с детьми – детских ( публичных ), школьных и других, принят План. В 2005 г. принят Закон о культуре чтения и письма Открыта Международная Библиотека Детской Литературы (ILCL) как отделение Национальной Парламентской Библиотеки Японии (NDL). Осуществлено два Национальных плана по поддержке детского чтения и библиотек

Читай, Сингапур ! В гг. – Национальная программа «Читай, Сингапур!» Г осударство проводит политику поддержки чтения детей и юношества. В новой государственной библиотечной политике в Сингапуре сделан акцент на интенсивное развитие и строительство новых библиотек по обслуживанию детей и юношества год : Программа поддержки чтения с мобильных телефонов.

Сингапур : мосты чтения

Австралия : 2012 год 2012 – Национальный год чтения, инициированный библиотеками. Причина проведения: 46% австралийцев читают на недостаточно высоком уровне, недостаточно функционально грамотны, и это наносит урон экономике и обществу. Чтение: для удовольствия, образования, обучения в течение всей жизни Библиотеки посещает 45% населения.

Потребности в книгах и библиотеках у « цифрового поколения » Дети и подростки онлайн, или «цифровое поколение» нередко кажутся взрослым более медиа- и информационно- грамотными, чем являются таковыми в действительности. Для того, чтобы успешно жить в обществе знаний, школьникам, прежде всего, надо уметь хорошо читать. Читательская грамотность и чтение сегодня имеют фундаментальное значение для работы с текстом на различных носителях, они тесно связаны и медиа- и информационной грамотностью, особое значение которой сегодня придается ЮНЕСКО. «Электронное» чтение предоставляет новые возможности всем тем, кто нуждается в разнообразной и качественной литературе, но в силу разных причин не может ее получить. В век интернета фундаментом для развития детей как читателей остаются библиотеки (реальные и «электронные»), которые могут обеспечить доступ к литературе, «качество» и разнообразие чтения.

Спасибо за внимание !