Влияние мультфильмов на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста Выполнила: Воспитатель Гоцманова О.В. Жиздра 2014 г. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»
Приказ от 17 октября 2013 г Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вступил в силу с 1 января 2014 года. В приложении к данному приказу: «1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;…»
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя (Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования)
Цель: формировать представление воспитателей о эмоциональном благополучии дошкольников при просмотре мультфильмов
Эмоциональное благополучие - это положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка, характеризуемое ощущением защищенности, принятия, доверия, нужности и возникающие в результате удовлетворения фундаментальных потребностей в безопасности, любви, уважении, самовыражении и общении (К.Н.Вентцель).
Исходя их исследований различных авторов (А. В. Запорожец, Л. И. Божович, А. Д. Кошелева, Г. Г. Филиппова, Э. Эриксон, К. Изард, Дж. Боули и др.), можно сделать вывод, что состояние эмоционального благополучия является важным условием для успешного развития ребенка.
Эмоциональное благополучие Высокая самооценка Ориентация на успех в достижении целей Эмоциональный комфорт в ДОУ и вне его Самоконтроль
В первые 5-7 лет жизни дети очень любят смотреть мультфильмы. А всегда ли мультфильмы влияют на неокрепшую детскую психику положительно?
Роль мультфильмов в жизни детей Внутренний мир ребенка еще только складывается, и роль в его формировании играет все, что он получает от взрослого: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и мультфильмы. Они не только времяпрепровождение, но и средство воспитания. Мультфильмы заменяют детям книги, общение с детьми и родителями, прогулки.
Однозначно сказать «можно или нельзя смотреть детям мультфильмы» невозможно. Есть много прекрасных развивающих и воспитывающих мультфильмов и фильмов для детей, а есть и как раз, наоборот, вредящие. Рассмотрим на примерах.
Советские мультфильмы Советские мультфильмы не штамповались массово и присутствовали на экране в единичных количествах, от этого и качество их выигрывало. Хороши они тем, что в них отражается нормальная для ребенка картина мира. Отрицательный персонаж легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что злой персонаж подавался в юмористичной форме, что смягчает его отрицательную сущность. Поэтому эти мультфильмы полезны детям, они учат правильному поведению: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
Признаки «правильных» советских мультфильмов: 1. Не содержат насилия 2. В основе лежат счастливые радостные события, а не войны и хаос. 3. Человеческие образы передают дружелюбие, сострадание, естественность, уважение к старшим и матушке-природе. 4. Имеют спокойный, положительный конец. Однако многие родители и дети сегодня считают эти мультфильмы слишком примитивными и устаревшими. Сегодня любят смотреть современные зарубежные мультфильмы и на их манер созданные русские. Поскольку мультипликационных фильмов в советские времена производилось мало, поэтому экраны заняли американские и японские мультфильмы.
Зарубежные мультфильмы Мир, в котором происходят события зарубежного мультипликационного фильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь черепашек-ниндзя стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. Почти во всех этих мультфильмах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия.
Пример Например, разберем, казалось бы безобидный и всем известный «Том и Джерри».Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, ребенок будет делать тоже самое, что делают эти два веселых и милых героя. Раз родители дали смотреть этот веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит можно бить и шутить над теми, кто слабее.
Нужно ли детям смотреть такие мультфильмы?
Признаки «неправильных» зарубежных мультфильмов: 1. Герои мультфильмов агрессивные и жестокие. Ребенок увиденные сцены насилия воспринимает как нормы. Последствием просмотра может стать проявление жестокости, безжалостности ребенком в реальной жизни. 2. Мультфильмы про вредных детей и хулиганов, также же отрицательно влияют, так как часто они являются главными героями и остаются безнаказанными. 3.Сцены, где, например, главные герои падают с огромной высоты, а упав, дальше бегут, так же вредны и опасны для здоровья, а также другие подобные сцены. Ребенок не понимает, что так быть не может, а подражать всему уже умеет. 4. Уродливые и страшные герои. 5. Герои мультфильмов только развлекаются. Никакой созидательной и полезной деятельности, в отличии от советских мультфильмов.
Однако, в защиту могу сказать, что и среди американских мультфильмов есть и исключения – прекрасные анимационные фильмы такие как – «Белоснежка», «Бэмби», «Король Лев», несут доброе начало. Взаимоотношения матери и ребенка в животном мире показаны очень трепетно и учат уважать и любить родителей.
Какие мультфильмы предпочитают наши дети? Для этого было проведено анкетирование среди воспитанников подготовительной группы (см. Приложение 1). В нем приняли участие 15 детей. Анализ анкет показал, что все дети (100%) любят смотреть мультфильмы. Причем 3 человека (21%) любят абсолютно все мультфильмы, будь то зарубежные или российские. 7 детей (46%) предпочитают зарубежные мультфильмы, т.к. они красочные. И 5 человек (33%) – российские мультфильмы, т.к. они веселые и добрые. Данные результата можно представить в виде диаграммы (ниже).
На вопрос «Назови любимый мультфильм» были названы: 1. Преимущественно зарубежные мультфильмы -67%, российские -33%. 2. При выборе любимого мультфильма критериями явились: добро побеждает зло – 41%, веселый и забавный – 29%, смешной – 18%, познавательный – лишь 11%. 3. Среди российских любимым чаще назван мультфильм – Маша и медведь» и «Три богатыря», среди зарубежных – «Фиксики» и «Губка Боб», «Симпсоны» На вопрос о нелюбимом мультфильме были названы: 1. 38% утверждают, что не имеют нелюбимых мультфильмов. 2. Мальчиками названы мультфильмы для девочек («Дюймовочка», «Барби»), а девочками, соответственно, наоборот («Трансформеры») 3. Названы старые советские мультфильмы («Буратино», «Чебурашка») по причине, того что не интересны. 4. Названы все страшные мультфильмы, по причине наличия драк и войн, и определены такие мультфильмы как злые(«Трансформеры»). Как ни странно, в их числе назван мультфильм «Винкс». Таким образом при выборе нелюбимого мультфильма критериями явились: нет нелюбимых – 38%,злые – 19%, потому что для девочек – 12,5%, не интересные – 12,5%, и приблизительно по 6% - не понятные, некрасивые и для мальчиков.
Заключение Мультипликационные фильмы оказывают влияние на развитие детей и их эмоциональное состояние(эмоциональное благополучие). С одной стороны, это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение. Таким образом, мультфильм – это эффективное средство воспитания ребенка. С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном западные (американские). Большая часть продукции американской фабрики не безвредна. Необходимо регулировать частоту просмотра дошкольниками различных западных и отечественных мультфильмов. Однако, мультфильм не заменит живого общения ребенка со взрослым, в котором он так нуждается. Мы обязаны понять, что ни один мультфильм, даже самый поучительный, не может заменить ребенку общение со взрослыми и сверстниками.
Приложение 1 Анкета 1. Любишь ли ты смотреть мультфильмы? 2. Какие мультфильмы ты предпочитаешь: зарубежные или российские? Почему? 3. Назови любимый мультфильм. Почему он тебе нравится? 4. Назови нелюбимый мультфильм. Почему он тебе не нравится? 5. Как часто ты смотришь мультфильм ? А).каждый день. Б)иногда. В)по выходным. Г)редко. 6. Где ты смотришь мультфильм? А)по телевизору. Б)по компьютеру. В)по DVD. Г)в кинотеатре.
Список использованной литературы 1. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы / Практика производства мультфильмов в детском саду, Москва, Чистые пруды, 2006 г. 2. Гришеева Н.П. «Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника» / Начальная школа,Плюс до и после, 8, 2001 г. 3. Бадулина О. И. Эмоциональное благополучие дошкольников / О. И. Бадулина – М.: Эконом-информ, – 223 с. 4. Вентцель К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад / К. Н. Вентцель. Изд. 4-е, вновь испр. и доп. М. ; Пб.: Голос труда, с. 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2013 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» / Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования