Использование игровых технологий на уроках письма и чтения в коррекционной школе Автор: Зарипова И. В.
Игра самое любимое, самое естественное занятие детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их и перевод в опыт.
Как сделать так, чтобы сохранить интерес учащихся к предмету с первого до последнего урока? Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке? Как сделать так, чтобы учиться было интересно? Чему нужно обучать на уроках письма и чтения? Ради чего?
По виду деятельности: ; Физические; ; Интеллектуальные; ; Трудовые; Социальные.
По характеру игровой методики: Предметные; Сюжетные; Ролевые; Деловые; Имитационные; Игры-драматизации
По форме использования на уроке и содержанию: Настольные; Дидактические; Подвижные; Деловые; Интеллектуальные.
По характеру педагогического процесса: * * Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; * Познавательные, воспитательные, развивающие; * Репродуктивные, продуктивные, творческие; * Профориентационные, коммуникативные, диагностические.
По игровой среде: С предметами; Без предметов; Компьютерные; С использованием ТСО.
Требования к подбору игр: 1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. 2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей. 3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Виды дидактических игр: 1. Игры-упражнения. 2. Игры-путешествия. 3. Игры-соревнования. 4. Орфоэпические минутки.
Тётка Фёкла ела свёклу. Я беру свой инструмент, Быстро развожу цем Ент. Брёл я долго и устал, Перешёл седьмой кварт Ал. Что за странный носорог Ел и тв Орог, и творОГ. 1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм Орфоэпические минутки
Дрем Ота и зев Ота уходят за ворота. (потягивание) Если прикоснёшься к иве, Станешь ты ещё крас Ивее. (наклоны) Орфоэпические рифмовки (для физминуток)
Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки. 1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить. 2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет. 3) Волков бояться - друга обмануть. 4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться. 5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать. 6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться. Ключ: правильно ; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; Лексико-фразеологические игры «Собери пословицу»
Например, при изучении темы «Спряжение глагола»: Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и воз вращает мяч учителю. «Я работаю волшебником» Например, превратить имена нарицательные в собственные: Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), воздушный шарик (собака Шарик). 3. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм «Мягкая посадка»
4. Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках письма и чтения Используя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими цифрами: Шифр: А В Г И Л М Н О Р Т Я Ответы: ива гимн глава рот тигр влага том торг волан
ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ «Наборщики» (Класс – 2 команды.) На доске записаны слоги: ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя, ша. Команда девочек составляет из слогов имена мальчиков, а команда мальчиков – имена девочек. Возможные имена: Ваня, Валя, Вася, Миша, Митя, Петя, Рома, Зина, Люся, Маша, Мара, Таня, Тоня, Тося, Варя.
« Подумайте – назовите» (2 команды по 3 или 6 человек.) На доске записаны 2 столбика слов: город … река … деревня … имя … отчество … фамилия … Каждый член команды по очереди выходит к доске и записывает справа имя или название. Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание.
«Клички» Образовать клички животных от следующих слов: ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
«Найди ошибку» Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему. Например: 1.Кукла, дом, море, вышла, ученик. 2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк. 3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба. 4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня. 5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.
«Конструктор». Если взять большое слово, Вынуть буквы, Раз и два, А потом собрать их снова, Выйдут новые слова. Например: -Из слова «грамотей» составьте 10 слов. (Герой, гром, гора, гам, рота, рот, метр, метро, море, тема).
«Четвёртый лишний» Например: Метель, вьюга, честь, мать. «Лишними» могут быть: Вьюга – 1 скл., остальные 3 скл., Честь – 1 слог, остальные двусложные. Мать – одушевленное, остальные неодушевленные.
Например: Корень тот же, что и в слове СКАЗКА, Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК, Приставка та же, что и в слове РАСХОД. «Составь слово».
Стихотворные упражнения (при изучении частей речи) МЕСТОИМЕНИЕ Наберись, дружок, терпения! Заучи местоимения. Я и мы, ты и вы, Он, она, оно, они. НАРЕЧИЕ Всем известно, что наречие – Постоянная часть речи. Оно не изменяется. Его вопросы без труда Можно выучить, друзья: Где? Откуда? Как? Куда? Почему? Зачем? Когда?
Ценность использования игр на уроке заключается в том, что на их материале можно отрабатывать скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Выводы: 1) занимательность на уроке – эффективное средство для воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. 2) Игра – один из приёмов преодоления пассивности. 3) Игра развивает умственную деятельность учащихся, внимание, тренирует память, стимулирует интерес к предмету. 4) Игровые формы обучения на уроках русского языка развивают творчество детей и создают более прочную базу знаний на данном этапе обучения