КУРС СЛОВООБРАЗОВАНИЯ 1. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ I.Введение в словообразование –Понятие о морфеме –Типы морфем русского языка II.Типы аффиксальных морфем III.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах) и морфемной структуре слова.
Advertisements

Классификация морфем русского языка. Чередования гласных и согласных в морфемах. Проект по русскому языку в 10 классе Каменский район МОУ СОШ с.Кобылкино.
Русский язык. Содержание Морфемика Морфемика Морфемика Приставка Приставка Приставка Корень Корень Корень Суффикс Суффикс Суффикс Основа Основа Основа.
Состав слова и словообразование. Памятка по составу слова При разборе слова по составу следует определить часть речи, к которой относится слово Нужно.
Морфология
Г. Таганрог, МОУ СОШ 27 учитель начальных классов Дуброва Н. В. Тема: Морфемный анализ.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Классификация морфем русского языка Преподаватель – к.ф.н., доцент Крапотина Т.Г.
Морфема Морфе́ма наименьшая языко вая единица, обладающая значе нием.
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Морфемы Окончание ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА есть только у ИЗМЕНЯЕМЫХ частей речи ЕГЭ НА 100.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Основные понятия морфологии. 1. Словоформа, лексема и парадигма. Словоформа - конкретно наблюдаемое слово в контексте. Словоформа - конкретно наблюдаемое.
Работу выполнила : ученица 8 А класса МОУ « Кугесьский лицей » Егорова Мария Научный руководитель : учитель русского языка и литературы Александрова Оксана.
Знаменательные части речи 1.Имя существительное 2.Имя прилагательное 3.Имя числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Причастие 7.Деепричастие 8.Наречие. 9.Категория.
Словообразование. Словообразование - это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка, то есть от чего и с помощью чего образовалось.
ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ПАМЯТКИ-ИНСТРУКЦИИ : 1. Как отличить формы одного и того же слова от однокоренных слов. 2. Как выделить основу слова.
Тема занятия 15: «Основа. Окончание». Цель занятия: Углубить знания об основе слова и окончании.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Морфемика Словообразование. Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок.
Следовательно, имя существительное- самостоятельная часть речи, которая: Обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает на вопрос кто? или что?
Транксрипт:

КУРС СЛОВООБРАЗОВАНИЯ 1

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ I.Введение в словообразование –Понятие о морфеме –Типы морфем русского языка II.Типы аффиксальных морфем III. Основа слова IV. Cпособы словообразования 3

ЛЕКЦИЯ 5 ПОНЯТИЕ О СЛОВООБРАЗОВАНИИ. МОРФЕМА. ТИПЫ МОРФЕМ

План лекции 1. Понятие о словообразовании 2. Понятие о морфеме 3. Типы морфем русского языка по роли в слове 4. Типы служебных морфем по местоположению в слове 5. Типы служебных морфем по выполняемой в слове функции 5

1. Понятие о словообразовании Словообразование - это раздел языкознания, в котором изучается морфемный состав слова, его структура и способ его образования. 6

ЧТО ТАКОЕ МОРФЕМА? Эти значимые части слова являются МОРФЕМАМИ. ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ -дел- обозначает опредмеченное действие (ср.: дело, делать и др.) = корень пере- выражает повторяемость действия (ещё раз) (ср.: перестроить, переписать и др.) = префикс (приставка) -ыва- имеет значение несовершенного вида, подчёркивает повторяемость действия (ср.: перечитывать, переписывать и др.) = суффикс -ть показатель глагола- инфинитива = суффикс

2. ПОНЯТИЕ О МОРФЕМЕ Признак морфемы: Повторяемость в одном и том же значении в ряде слов (минимум в 2 словах). Ср.: –чита-тель, учи-тель, угнета-тель: -тель обозначает название лица по действию; –пере-воспитать, пере-писать, пере-учить: пере- обозначает «заново, иначе совершить действие» –(два) стол-а, дом-а, мост-а: -а выражает значение родительного падежа (р.п.), единственного числа (ед.ч.). Морфема – минимальная значимая часть слов и их грамматических форм (словоформ). 8

3. ТИПЫ МОРФЕМ ПО РОЛИ В СЛОВЕ 9 Корневая морфема (= корень ) Служебные морфемы (=аффиксальные морфемы, = аффиксы)

3.1. Корневая морфема (корень) Напр.: ходить, входить, выходить, уходить, ход, хождение, хожу, ходит … Корневая морфема (корень) - главная и обязательная часть слова, выражающая его лексическое значение. 10 выделяется путём сопоставления родственных слов и разных грамматических форм одного слова. Общая часть = -ХОД-, ХОЖ-, ХОЖД-

Примеры чередования гласных [о] - [а]рассмотреть - рассматривать, выбросить - выбрасывать [ø] - [и] - [е] -[о] собрать – собирать - соберу – сбор [е] - [о] петь – пою, бреду – бродить [ы] - [о] мыть – мою, выть - воет А также: [о] - [ø]сон – сна, рот - рта [е] - [ø] день – дня, лев – льва, [о] - [у] - [ы]сох – сухой – высыхать [и] - [е]стирать – стереть ([ø] = ноль звука, беглый гласный) В пределах корневой морфемы возможно чередование.

Упр. 1. Укажите в корневых морфемах чередования гласных. 1. мыть – мой 2. беру – собирать – сбор – собрать 3. послать – посылать – посол 4. возреть – взирать – взор – зрение 5. бить – бью – бей – бой 6. петь – пою – пел 7. осмотреть – осматривать 8. отец – отца

Упр. 1. Укажите в корневых морфемах чередования гласных. 1. мыть – мой [ы] - [о] 2. беру – собирать – сбор – собрать [е] - [и] - [о ] - [ø] 3. послать – посылать – посол [ø] - [ы] - [о] 4. возреть – взирать – взор – зрение [ø] - [и] - [о] - [ø] 5. бить - бью - бей - бой [и] - [ø] - [е] - [о] 6. петь – пою – пел [] - [о] - [е] 7. осмотреть – осматривать [о] - [а] 8. отец – отца [е] - [ø]

Примеры чередования согласных Чередование ПРИМЕРЫ с ш писать - пишу, просить - прошу хухо – уши, пахать - пашу к ч рука – ручка, крик - кричать хотеть - хочу, ответить - отвечу т цулица – уличный, лицо - личный т щ запретить - запрещение стпустить - пущу, заместить- замещать искать – ищу ск з ж возить - вожу, снизить - снижение дсидеть - сижу, следить - слежу глягу - ляжешь, могу - можешь гжздруг - дружить – друзья д ждучредить – учреждение, родить – рождение

Какие согласные чередуются? И с какими? 15 З, Д, Г => Ж, З, ЖД; С, Т, К, Х, Ц, СТ, СК => Ш, Ч, Щ;

Примеры чередования согласных ПРИМЕРЫ б бл любить – люблю, употребить – употребление в влловить-ловлю, дешёвый - дешевле п плтерпеть-терплю, купить - куплю м млкормить-кормлю, знакомить – знакомлю глаголы с Б, П, В, М + ить, еть... =>БЛ, ВЛ, ПЛ, СЛ

12. КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ 3) участие шума и тона 1) Место образования (участие органов речи) 2) Способ образования (действие органов речи) губныеязычные губно- губ н. губно- зубн. переднеязычные средне- язычн. задне- язычн. зубныепередне -нёбные шумн. (28) звон.в в' з з'ж j щелевые (фрикативные) глух.ф ф' с с'ш ш'х х' звон.б б' д д'г г' взрыв- ные смычные (смычно-) глух.п п' т т' к к' глух. ц ч' щелевые (фрика- тивные) сонорные (8 + j ) м м'н н' носовые л л ' боковые р р' дрожащие (вибранты) 4) палата- лизация тв. м. м. тв. м.

Упр. 2. Выделите в данных словах корневые морфемы, укажите имеющиеся в них чередования. 1. смех – смешной, тихий – тишина, сухой – сушить, страх – страшный; 2. книга – книжка, пирог – пирожный, дорога – дорожный, друг – дружок, сапог – сапожник; 3. гордиться – горжусь, родить – рожу, руководить – руковожу; 4. ход – хождение – хожу 5. пустить – пущу, чистить – чищу, простой – проще, чистый – чище, часто – чаще, простить – прощение 6. превратить – превращение; обратить – обращение 7. ставить – ставлю, готовить – готовлю 8. любить - люблю 9. знакомить – знакомлю

1. смех – смешной, тихий – тишина, сухой – сушить, страх – страшный => Х - Ш 2. книга – книжка, пирог – пирожный, дорога – дорожный, друг – дружок, сапог – сапожник => Г – Ж 3. гордиться – горжусь, родить – рожу, руководить – руковожу => Д – Ж 4. ход – хождение – хожу => Д – ЖД – Ж 5. простить – прощение, чистить – чищу, простой – проще, чистый – чище, часто – чаще => СТ - Щ 6. превратить – превращение; обратить – обращение => Т - Щ 7. ставить – ставлю, готовить – готовлю => В - ВЛ 8. любить – люблю => Б - БЛ 9. знакомить – знакомлю=> М - МЛ Упр. 2. Выделите в данных словах корневые морфемы, укажите имеющиеся в них чередования.

3.2. Служебная морфема (аффикс) не употребляется самостоятельно и всегда прикрепляется к тому или другому корню. Напр., лес-н-ой, добр-от-а, вы-ход, бра-ть. выделяется путём сопоставления структурно однотипных слов или словоформ. Напр.: выехать, выгонять, выйти, вылететь, вынести, выплыть … Служебная морфема – необязательная часть слова, которая выступает с той или иной корневой морфемой и вносит в слово дополнительное значение, лексическое или грамматическое. Служебная морфема общая служебная морфема ВЫ- с дополнительным значением направление изнутри наружу.

4. ТИПЫ СЛУЖЕБНЫХ МОРФЕМ ПО МЕСТОПОЛОЖЕНИЮ В СЛОВЕ Приставка (префикс) Интерфикс Суффикс Постфикс Окончание (флексия)

4. ТИПЫ СЛУЖЕБНЫХ МОРФЕМ ПО МЕСТОПОЛОЖЕНИЮ Приставка (префикс) находится перед корнем или другой приставкой до -ехать, пере - вы -полнить Интерфикс употребляется только в сложных словах и является частью их структуры пар- о -ход язык- о -знание жизн- е -радостный пыл- е -сос Суффикс находится после корня или другого суффикса дом- ик, красив- ее, по-стар- ик - ов - ск - и Окончание (флексия) находится обычно в конце слова, реже внутри слова, это изменяемая часть слова, служащая для образования его синтаксических форм книг- а, книг- е, дума- ю, думал- а, одн- ого, учил -а сь Постфикс находится после окончания кто- то, что- либо, куда- нибудь, увлекать ся

КАКИЕ ЧАСТИ РЕЧИ МОГУТ ИМЕТЬ ОКОНЧАНИЯ? МЕСТОИМЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ Игра, игры Скучная, скучные Играю, играют, Играла, играли Моя, мои, моих Двух, двумя; первая, первые

Упр. 3. Расчлените слова на морфемы, назовите морфемы каждого слова. 1. чистый 2. чистота 3. чище 4. чисто 5. почище 6. чистить 7. очищение 8. чистивший 9.чистя

Упр. 3. Расчлените слова на морфемы, назовите морфемы каждого слова. Корень: ЧИСТ-, ЧИЩ- чист-ый (корень – окончание) чист-от-а (корень – суффикс – окончание) чищ-е (корень – суффикс) чист-о (корень – суффикс) по-чищ-е (префикс – корень – суффикс) чист-и-ть (корень – суффикс - суффикс) о-чищ-ениj-е (префикс – корень – суффикс – окончание) чист-и-вш-ий (корень – суффикс – суффикс – окончание) чист-я (корень – суффикс)

Упр. 3. Расчлените слова на морфемы, назовите морфемы каждого слова. Значения морфем: 1. Корень -чист-, -чищ- (чередование [ст]-[щ]): 2. Приставки: по-: образует прилагательные сравнительной степени со значением слабого усиления качества о-: указывает на предел действия 3. Суффикс: -от: суффикс для образования существительных от качественных прилагательных -е: суффикс сравнительной степени прилагательного и наречия -о: суффикс наречия -е: суффикс сравнительной степени прилагательного -и-: тематическая гласная -ть: суффикс неопределённой формы глагола -ениj-: суффикс отглагольного существительного с отвлечённым значением действия -вш-: суффикс причастия прошедшего времени действительного залога -я: суффикс деепричастия настоящего времени 4. Окончания: -ый: окончание прилагательного -а: окончание существительного женского рода -е: окончание существительного среднего рода -ий: окончание причастия

Упр. 4. Расчлените слова на морфемы, назовите морфемы каждого слова. 1. молодой 2. молодеть 3. помолодеть 4. молодо 5. моложе 6. помоложе 7. немолодой 8. помолодев 9. молодея 10. молодеющий 11.помолодевший

Упр. 4. Расчлените слова на морфемы, назовите морфемы каждого слова. Корень: МОЛОД-, МОЛОЖ- 1.молод-ой 2.молод-е-ть 3.по-молод-е-ть 4.молод-о 5.молож-е 6.по-молож-е 7.не-молод-ой 8.по-молод-е-в 9.молод-е-я 10.молод-е-ющ-ий 11.по-молод-е-вш-ий 1. корень – окончание 2. корень – суффикс – суффикс 3. префикс – корень – суффикс – суффикс 4. корень – суффикс 5. корень – суффикс 6. префикс – корень – суффикс 7. префикс – корень – окончание 8. префикс – корень – суффикс – суффикс 9. корень – суффикс – суффикс 10. корень – суффикс – суффикс – окончание 11. префикс – корень – суффикс – суффикс – окончание

Типы морфем по роли и местоположению в словах Корневая морфема аффиксальные морфемы (=корень)(служебные) (=аффиксы) префикс интерфикс суффикс постфикс окончание 29 ¬ О

5. ТИПЫ СЛУЖЕБНЫХ МОРФЕМ ПО ВЫПОЛНЯЕМОЙ В СЛОВЕ ФУНКЦИИ Словообразовательные морфемы Синкретические (смешанные) морфемы Формообразовательные морфемы при их помощи образуются новые слова при их помощи образуются новые грамматические формы слова при их помощи образуются и новые слова, и новые грамматические формы слова префиксы, суффиксы постфиксы, интерфиксы префиксы, суффиксы, постфиксы, флексии префиксы, суффиксы не-верный,до-школьный учи-тель,учитель-ниц-а мор-е-плавание учить-ся, кто-нибудь на-писать (СВ) нов-ее (форма сравнения) иди-те(форма императива) нов-ые, думал-и, урок-и за-петь, за-кричать (за=начать+СВ) крик-нуть, прыг-нуть (-нуть=однократность+СВ)

КЛАССИФИКАЦИЯ МОРФЕМ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1. По роли в словах корневая (корень) аффиксальные (служебные) (=аффиксы) 2. Аффиксальные морфемы по местоположению в словах по отношению к корню префикс суффикс интерфикс окончание постфикс 3. По функции и характеру значения словообразующие формообразующие смешанные (словообразовательные) (формообразовательные) (синкретичные,синкретические) 31

ВНИМАНИЕ! Формами слов считаются: 1. Спрягаемые и склоняемые формы изменяемых частей речи книга – книги, книгой, жить – живу – жила, первый – первая – первое Сравнительные формы прилагательных и наречий добрый - добрее, добрейший, быстро – быстрее Причастия и деепричастия придумать – придумавший, придумав Видовые пары глаголов делать – сделать, писать – написать...

Упр. 5. Определите тип служебных морфем по выполняемой в слове функции. 1.чист-ый (... – окончание) 2.чист-от-а (... – суффикс – окончание) 3.чищ-е (... – суффикс) 4.чист-о (... – суффикс) 5.по-чищ-е (префикс –... – суффикс) 6.чист-и-ть (... – суффикс - суффикс) 7.о-чищ-ениj-е (префикс –... – суффикс – окончание) 8.чист-и-вш-ий (... – суффикс – суффикс – окончание) 9.чист-я (... – суффикс)

Упр. 5. Определите тип служебных морфем по выполняемой в слове функции. 1.чист-ый... – окончание (формообр.) 2.чист-от-а... – суффикс (словообр.) – окончание (формообр.) 3.чищ-е... – суффикс((формообр.) 4.чист-о... – суффикс (словообр.) 5.по-чищ-е префикс (словообр.)–... – суффикс (формообр.) 6.чист-и-ть... – суффикс (словообр.) – суффикс словообр.) 7.о-чищ-ениj-е префикс (словообр.) –... – суффикс (словообр.) – окончание(формообр.) 8.чист-и-вш-ий... – суффикс (словообр.) – суффикс (формообр.) – окончание (формообр.) 9.чист-я... – суффикс (формообр.)

Упр. 6. Определите тип служебных морфем по выполняемой в слове функции. 1.молод-ой 2.молод-е-ть 3.по-молод-е-ть 4.молод-о 5.молож-е 6.по-молож-е 7.не-молод-ой 8.по-молод-е-в 9.молод-е-я 10.молод-е-ющ-ий 11.по-молод-е-вш-ий окончание суффикс – суффикс 3. префикс –... – суффикс – суффикс – суффикс – суффикс 6. префикс –... – суффикс 7. префикс –... – окончание 8. префикс –... – суффикс – суффикс – суффикс – суффикс – суффикс – суффикс – окончание 11. префикс –... – суффикс – суффикс – окончание

Упр. 6. Определите тип служебных морфем по выполняемой в слове функции. 1.молод-ой 2.молод-е-ть 3.по-молод-е-ть 4.молод-о 5.молож-е 6.по-молож-е 7.не-молод-ой 8.по-молод-е-в 9.молод-е-я 10.молод-е-ющ-ий 11.по-молод-е-вш-ий – окончание (формообр.) – суффикс (словообр.) – суффикс (словообр.) 3. префикс (формообр.) –... – суффикс (словообр.) – суффикс (словообр.) – суффикс (словообр.) – суффикс (формообр.) 6. префикс (словообр.) –... – суффикс (формообр.) 7. префикс (формообр.)–...– окончание(формообр.) 8. префикс (формообр.) –... – суффикс (словообр.) – суффикс (формообр.) – суффикс (словообр.) – суффикс (формообр.) – суффикс (словообр.) – суффикс (формообр.) – окончание (формообр.) 11. префикс (формообр.) –... – суффикс (словообр.) – суффикс (формообр.) – окончание(формообр.)