ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ПАМЯТКИ-ИНСТРУКЦИИ : 1. Как отличить формы одного и того же слова от однокоренных слов. 2. Как выделить основу слова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Advertisements

Состав слова. План морфемного разбора
Морфемы Окончание ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА есть только у ИЗМЕНЯЕМЫХ частей речи ЕГЭ НА 100.
Тема занятия 15: «Основа. Окончание». Цель занятия: Углубить знания об основе слова и окончании.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Словообразование. Словообразование - это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка, то есть от чего и с помощью чего образовалось.
Морфемика Словообразование. Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок.
Морфемика – наука, изучающая морфемный состав слова. Морфема – минимальная значимая единица языка. 1. Приставка. 2. Корень. 3. Суффикс. 4. Окончание. 5.
Задание В 1 Чтобы правильно определить производящее слово, нужно найти самое близкое однокоренное слово к данному слову, имеющее близкий состав. При этом.
ПАМЯТКА о Ъ СОГЛ. Ъ Е, Ё, Ю, Я. ПАМЯТКА о Ь СОГЛ. Ь Е, Ё, Ю, Я, И.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Подготовка к диктанту Повторение по теме «Причастие»
Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах) и морфемной структуре слова.
Русский язык. Содержание Морфемика Морфемика Морфемика Приставка Приставка Приставка Корень Корень Корень Суффикс Суффикс Суффикс Основа Основа Основа.
УМК «Гармония» Виды разборов Работу выполнила Шерстобитова Н.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ 1» г. Горнозаводска.
Содержание Предложение Текст Фонетика Состав слова Орфограммы Части речи Однородные члены предложения.
В1. Определение способа словообразования При выполнении данного задания вам необходимо указать способ образования слова или из указанного предложения выписать.
Морфемика 5 класс. Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор. В морфемике изучаются наименьшие значимые части.
Урок 13 СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. Морфемы Морфема минимальная часть слова, которая имеет какое-либо значение. Корень носитель основного лексического значения;
Страна Лингвиния Имя Прилагательно е Звукоподражани е Имя Числительно е Междометие Союз Частица Предло г Причастие Глагол Деепричастие Слово состояние.
Транксрипт:

ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ПАМЯТКИ-ИНСТРУКЦИИ : 1. Как отличить формы одного и того же слова от однокоренных слов. 2. Как выделить основу слова. 3. Как выделить корень слова. 4. Как найти приставку в слове. 5. Как найти суффикс в слове. 6. Как найти окончание в слове. 7. Разбор слова по составу.

ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова Чтобы отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова, нужно: обратить внимание на лексическое значение анализируемых слов (у слов однокоренных оно всегда разное); определить принадлежность каждого слова части речи (если слова принадлежат разным частям речи, то это однокоренные слова); найти словообразовательные морфемы (приставки, суффиксы), если они есть, то это однокоренные слова, если слова различаются только окончанием, то это формы одного и того же слова). ПОМНИТЕ: от однокоренных слов нужно отличать слова с омонимичными корнями, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют разное лексическое значение: например, вода и водить.

ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Как выделить основу слова Чтобы выделить основу слова, нужно: - определить принадлежность слова к части речи; - установить, изменяется ли оно (просклонять или проспрягать слово); - отделить ту часть, которая изменяется (это окончание), а также отделить (если есть) формообразовательные суффиксы и постфикс -те; - часть слова без окончания, формообразовательных суффиксов и постфикса -те выделить знаком основы - ПОМНИТЕ: основа может состоять из корня: рос-а, а также из корня и словообразовательных морфем: при-бреж-н-ый; может быть прервана формообразовательным суффиксом, окончанием или постфиксом -те: улыб-а-л- а -сь, подвинь-те-сь; в основу всегда входят соединительные гласные и постфиксы -то, - либо, -нибудь, -ся/сь: кашевар, чт-о-то.

ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Как выделить корень слова Чтобы выделить корень слова, нужно: - подобрать к анализируемому слову, (например, засветло) однокоренные слова ( светлый, свет, засветить, свечка). - выделить общую для всех однокоренных слов часть знаком «дуга»: свет (это и будет корень слова). ПОМНИТЕ: корень может состоять из одной буквы: вошли; в слове может быть несколько корней: самолёт; в корнях может быть чередование звуков: пух – пушистый; некоторые корни встречаются только в сопровождении приставок: при-бавить.

ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Как найти приставку в слове Чтобы найти приставку в слове, нужно: - сначала найти корень слова; - пометить морфему, стоящую перед корнем; - подобрать слова с этим же корнем, но меняя приставки; - выделить предполагаемую приставку знаком ПОМНИТЕ: приставка всегда стоит перед корнем или другой приставкой: у-крыть, при-за-думался; кроме простых приставок (в-, на-, за-, над-, от-), есть сложные (недо-, небез-/небес-, обез-/обес-: небезызвестный); встречаются звуковые комплексы (внешне схожие с приставками), относящиеся к корню: вычурный, забор, попугай, истребить).

ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Как найти суффикс в слове Чтобы найти суффикс в слове, нужно: - сначала найти в слове окончание (например, голубизн а ); - выделить корень слова (голубизн а ) – морфема, стоящая между корнем и окончанием, и будет предполагаемым суффиксом. - подобрать к исходному слову однокоренное (голубизна – голубой) – исчезнувшая часть слова и есть суффикс. - выделить суффикс знаком ПОМНИТЕ: в слове может быть несколько суффиксов. Чтобы их правильно вычленить, нужно а) сопоставить слово с родственными словами: липучка, липкий – зн. лип+уч+к-а; б) развернуть в словосочетание, сопоставить со словами того же строения: росинка – т.е. маленькая росинка (маленькая росина не скажешь), зн. рос(а)+инк-а. суффиксы бывают словообразовательные, формообразовательные и нулевые; нулевые суффиксы выделяются в словах типа зелень О (от зелёный), бег О (от бежать), сенокос О (от косить сено), узкоглаз – О - ый (от узкие глаза), когда производное слово является иной частью речи по сравнению с производящим.

ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Как найти окончание в слове Чтобы найти окончание в слове, нужно: - определить часть речи, к которой относится данное слово; - просклонять или проспрягать это слово; - сравнить данную форму слова с другими формами этого же слова; - определить морфему, которая изменялась при склонении или спряжении (это и будет окончание); - выделить окончание знаком ПОМНИТЕ: в сложных словах может быть несколько окончаний: восьм- и десят- и ; окончание может быть не обозначено звуком (нулевое, которое обнаруживается при сравнении форм слова): пришёл – пришл а ; нет окончаний: в неизменяемых сущ. ( бюро ), в форме простой сравнит. степени (выше, быстрее ), в наречиях ( дотемна ), в инфинитиве (читать), в деепричастиях (вскочив) и в служебных частях речи.

ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Разбор слова по составу Чтобы избежать ошибок при разборе слов по составу, нужно помнить: не имеют окончаний несклоняемые существительные (кофе, пальто); прилагательные в форме сравнительной степени (сильнее, мудрей); глаголы в инфинитиве (бежать, нести); деепричастия (владея, сделав); наречия (высоко, ещё); предлоги, союзы и частицы; нулевые окончания выделяются только в изменяемых словах и формах: у сущ. м.р., ед. ч., им. п. (лёд-, гром- ); у сущ. ж.р., ед. ч., им. п. (пыль-, дочь- ); у сущ. м. и ж. р. в форме род. п. мн. ч. (нет рощ-, армян- ); у кратких прилаг. и страд. прич. в форме м.р. (молод-, вспахан- ); у притяжат. прилаг. с суффиксами -ий, -ин (заячий- ) ; у глаголов в форме м. р. прош. вр. (пел-), в форме 2-го лица ед. ч. повелит. накл. (отрежь- ). ПОМНИТЕ: основой правильного разбора слова является составление цепочки (от конца слова к его началу) ряда однокоренных слов, в котором каждое последующее слово является производящим для предыдущего: обезболивать обезболить боль ; обезболивать